Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

Автор: Белявская Ирина Борисовна

Педагог дополнительного образования Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский этнокультурно-образовательный центр»

«Опыт наставничества в системе дополнительного образования детского этнокультурно-образовательного центра»

Опыт наставничества в системе дополнительного образования детского этнокультурно-образовательного центра

«Общайтесь с людьми,

которые могут улучшить вас»

Римск. философ Сенека

Детский этнокультурно-образовательный центр – уникальный центр в системе дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в котором изучается традиционная культура и родные языки обско-угорских народов.

В 2023-2024 учебном году педагоги центра реализовывали 19 дополнительных общеразвивающих программ по традиционной культуре обско-угорских народов, четырех направленностей: художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической, естественнонаучной.

Методистами центра с 2022 года разработана и реализуется проект программа по наставничеству «Знающий человек» («Вайне хотпа» хант.).

В детском центре работают мудрые, опытные профессионалы, которые владеют народной педагогикой и являются носителями культуры народов ханты и манси. Педагоги не только знают и сохраняют свою культуру, но и являются информантами и идеологами культурных ценностей обско-угорских народов.

Центр пополнился молодыми педагогическими кадрами, которые в настоящее время популяризируют и транслируют культуру обско-угорских народов.

Молодые, начинающие – педагоги, к сожалению, не располагают знаниями традиционной культуры народов ханты и манси, не имеют опыта владения педагогическими методами и приемами, знаниями инновационной деятельности. Поэтому, опытными педагогами организован и осуществляется процесс наставничества, уделяется большое внимание подготовке педагогов к различным педагогическим областям знаний, формированию знаний в области традиционной культуры обско-угорских народов, проводится мониторинг готовности педагогов к инновационной деятельности.

Наставничество по определению профессионального педагогического сообщества – это универсальная технология передачи опыта, знаний, в формировании навыков, профессиональных компетенций и культурных ценностей, посредством сотрудничества, основанном на доверии и партнерстве.

Чтобы успешно выполнять педагогическое действие, начинающий педагог должен сознательно или интуитивно ориентироваться на целостный образ, тех условий, при которых это действие возможно и эффективно. Этот образ, как показывают исследования (проведено не нами), включает: понимание им цели действия, своей миссии, ответственности; оценку своей готовности к действию. 

По нашему мнению, педагог должен быть готов включиться в контекст индивидуального диалога – сотрудничества по формированию новых профессиональных компетенций.

Целостный образ условий

Цель действия         осознание миссии          ответственность

оценка готовности к действию

Развитие профессиональной компетентности педагога подразумевает непрерывное самосовершенствование, развитие его творческого потенциала, индивидуальных и профессиональных качеств, накопление профессионального опыта, формирование способности к восприятию педагогических инноваций и адаптации в меняющейся педагогической среде.

Опытные педагоги – наставники детского центра организовали процесс наставничества средствами методического сопровождения молодых специалистов по схеме «Наставник (опытный педагог) – молодой специалист».

На протяжении трех лет опытные педагоги формировали готовность начинающих педагогов к инновационной деятельности, сопровождали образовательный процесс. 

Педагог дополнительного образования Меров Владимир организует методическое сопровождение начинающего педагога Сиренко Игоря.

Процесс сопровождения заключается в обучении:

1). Игре на редких музыкальных инструментах – санквылтапе («звенящее дерево» – мансийский традиционный музыкальный инструмент), нарсьюх («поющее дерево» – хантыйский музыкальный инструмент). 

2). Инновационной деятельности, это транслирование новых предметных знаний о традиционной культуре народов ханты и манси.

3). Создание сценических образов и режессуре авторских произведений известных литераторов Югорского края (Ювана Шесталова, Андрея Тарханова, Марии Волдиной, Еремея Айпина), авторских наигрышей (Артема Гришкина, Владимира Шесталова, Григорие Сайнахове, Эмиле Косполове, и другие.

4). Исследование наигрышей (мансийский вариант) «Куреньки», несколько вариантов: «Шеркальская куренька» А.А. Ангашупова, В.И. Юдина, «Тугиянская куренька», А.Г. Гришкина, «Мансийская куренька» К.П. Лончакова и Г.Н. Сайнахова.

5). Подготовка к итоговому концерту.

В методическое сопровождение начинающих педагогов входит организация взаимообучения в процессе посещения занятий, с целью оказание помощи в составлении конспекта, проведение занятия, анализ и рекомендации.

Методист центра Белявская Ирина совместно с опытным педагогом Меровым Владимиром оказывают помощь:

  • написание общеразвивающей программы;
  • редактирования и проведения внутренней экспертизы программы;
  • организации процесса самообразования;
  • корректировании конспекта занятия;
  • подготовке к аттестации.

Важной составляющей в самообразовании молодых педагогов является организация сопровождения в выборе курсов повышения квалификации по специальности.

Как показала практика профессиональный рост педагога дополнительного образования строится на «Трех китах»:

  • Ценностная мотивация.
  • Непрерывное самосовершенствование и постоянство.
  • Творческая самореализация.

Рассмотрим каждый компонент:

  1. Ценностная мотивация – это подход, исходящий из понимания ценностей и эмоций как самостоятельной сферы личности, оказывающей существенное влияние на организацию процесса деятельности

Ценности обогащают и дополняют мотивацию деятельности человека (учебную, профессиональную, трудовую и т.д.), обуславливая его поведение не только интересами и потребностями, но и принятой системой общества. 

Главная функция ценностей в процессе мотивации – выявление степени соответствия мотивов и целей, а последних – средствам их реализации в соответствии с иерархией ценностей данной личности. 

Каждый человек имеет свою индивидуальную иерархию ценностей, которая представляет собой связующее звено между духовным миром личности человека и культурой окружающего его общества. 

Ценностная мотивация способствует формированию у человека новых ценностей. А следовательно – это мотивирует на дальнейший рост педагога.

  1. Непрерывное самосовершенствование – это процесс непрерывного личностного роста, улучшения навыков, знаний и качеств, которые способствуют достижению целей. Значимым моментом является постоянство в процессе самосовершенствования.
  2. Творческая самореализация – это процесс проявления своих творческих способностей и потенциала в различных сферах жизни. Это может быть выражено в искусстве, литературе, музыке, танце, дизайне, науке и других областях. 

Творческая самореализация помогает людям найти своё призвание, развить таланты и достичь успеха в жизни, она также способствует развитию личности, повышению самооценки и уверенности в себе. 

Цели творческой самореализации отличаются для каждого человека. Для кого-то творческой самореализацией может являться создание шедевра, кто-то желает оставить след в истории, другой стремятся к тому, чтобы его творчество получало одобрение и признание окружающих, помогало самовыражению. 

Система дополнительного образования является такой платформой, где каждый педагог опытный, начинающий может творить и создавать шедевры, не только сам по себе, но совместно с коллегами и детьми.

Творческий потенциал – это совокупность сразу нескольких качеств: тяга человека к новым знаниям и преобразованиям, способность человека к созданию новых идей, решению проблем, критичность ума и проявление креативности в различных сферах жизни.

Таким образом, педагог дополнительного образования Игорь Сиренко совместно с наставником Меровым Владимиром взаимодополняют, взаимообогащают образовательный процесс.

Итогом наставнической деятельности, явилось создание этнических композиций в исполнение детей и педагогов.

В фольклорных композициях звучат не только народные наигрыши, но транслируется содержание текстов – на стихи известных поэтов Югры Ювана Шесталова, Андрея Тарханова, Марии Волдиной.

Каждый музыкально-фольклорный номер – это творческий выплеск индивидуальности и профессионализма педагога.

Педагоги центра пробуют себя в разноплановой творческой деятельности, где каждый шаг – это полет мысли и идеи. 

Чтобы раскрывать новые таланты в детях, педагог должен раскрыться и иметь личный опыт творческой самореализации.

Личный опыт, плюс мнение окружающих не теряет своего значения, но сейчас человек более адекватно сопоставляет внутреннее «Я» с тем идеалом, к которому внутренне стремится. 

Опыт, полученный в процессе наставничества, позволяет педагогу не начинать деятельность каждый раз сначала, но, опираясь на достигнутое, идти вперед. Именно такими признаками должна обладать компетентность – деятельность, ставшая развивающимся присвоенным опытом.

Методист МБУ ДО «ДЭКОЦ»

Белявская И.Б.

г. Ханты-Мансийск

Используемая литература:

  1. Лидерс А.Г., В. Хенниг. Мотивы учения у школьников // Вопросы психологии. 1980. № 1. С.161-162. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1980/801/801161.htm (дата обращения: 28.02.2015).
  2. Ссылка на Индивидуальный маршрут профессионального развития Сиренко И.И. Ссылка: http://lylyngsoyum.ru/load/36-1-0-783
  3. Ссылка на Индивидуальный маршрут профессионального развития Меров В.С. Ссылка: http://lylyngsoyum.ru/load/36-1-0-777