Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Белых Кристина Дмитриевна

Воспитатель МАДОУ №133, г. Мурманск

«Восприятие и понимания произведений народного искусства детьми дошкольного возраста»

Восприятие и понимания  произведений народного искусства детьми дошкольного возраста.

Искусство – средство эстетического восприятия, основа художественного воспитания и развития ребенка. Приобщение к нему является частью формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания искусства. Искусство окружает человека с момента его рождения и вводит его в окружающий мир через систему художественных образов, произведений. Каждый вид искусства имеет свои специфические средства выразительности, которые способствуют образному познанию ребенком окружающего мира через разнообразие форм, цветов, звуков. Внутренний мир ребенка ярко представляется в художественных произведениях, созданных им самим. В процессе освоения искусства развиваются личностные свойства и качества, ребенок учится жить по законам красоты. Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувство наслаждения прекрасным. Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.

Выделяется народное, профессиональное, самостоятельное искусство. Детям  дошкольного возраста  более доступно восприятие и освоение народного искусства. Народное искусство – это источник художественных образов, доступных пониманию детей дошкольного возраста. Красота родной природы, особенности быта русского народа предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. В настоящее время народное искусство широко применяется в художественном воспитании детей. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративного искусства используются на занятиях и в оформлении дошкольных учреждений. Народное творчество прививает интерес и любовь к народному искусству, любовь к Родине, к своему народу, природе. Формирует художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное  в окружающей нас жизни.

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с народным творчеством:

  • Заучивание потешек, прибауток, закличек.
  • Использование пословиц, загадок, поговорок.
  • Чтение художественной литературы.
  • Использование русских народных песен и танцев.
  • Проведение русских народных игр.
  • Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
  • Применение игрушек и изделий народных промыслов.
  • Представление кукольного театра.
  • Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
  • Рассказ о народных обычаях и традициях.
  • Рассматривание иллюстраций о русском быте.
  • Беседы, вопросы, разъяснения.
  • Формы образовательной работы с детьми

Организованные занятия.

  • Совместная деятельность.
  • Праздники и развлечения.
  • Наблюдения в быту и природе.
  • Экскурсии в музей и детскую библиотеку.
  • Организация конкурсов рисунков и поделок
  • Посещение тематических выставок
  • Просмотр видеофильмов, слушание музыки.
  • Встреча с интересными людьми.

Задачи:

  • Вовлечение детей в художественно-творческую деятельность;
  •   Развитие художественно-творческих способностей у детей;
  • Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
  •   Пробуждение фантазии детей при создании новых необычных композиций росписи;
  •   Развитие мелкой моторики рук детей;
  •   Обогащение словарного запаса детей.

Создание внешних и внутренних условий для знакомства дошкольников с народным искусством:

— создание развивающей предметно – пространственной среды ;
— создание креативной среды, включающей в себя персонально  — личностный, гуманный подход к ребенку, стимулирующий его познавательную деятельность, ознакомления с народным творчеством (театр, танец, декоративно-прикладное творчество и т. д.);
— удовлетворение потребности ребенка в эмоционально-насыщенных и разнообразных переживаниях в процессе интеллектуально – эстетической деятельности;
— обеспечение свободы выражения своих чувств и переживаний в различных видах деятельности.

Для успешного развития восприятия народного искусства  необходимо следующее:
— создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры;
— привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
— создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;
— установление сотрудничества с другими учреждениями.
— Выстроить систему работы по ознакомлению дошкольников с национальной культурой.
— Разработать план по совершенствованию приобщения детей к родной культуре на основе воспитания в национальных традициях.

К развитию предпосылок приобщения дошкольников к народной и национальной культуре относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества.
В дошкольном учреждении  используются все виды фольклора  (сказки, песенки, пословицы, поговорки, народные приметы,  хороводы, игры и т.д.) . В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
1. Пословицы.

С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой — оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности — положительные и отрицательные, которые, определяют цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями.
2. Загадки

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяет давать всестороннюю характеристику предмету или явлению.
3. Сказки
Они являются едва ли не самой эффективной формой педагогического воздействия на личность.  

4.Народные праздники
Своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества средством приобщения к этнической культуре является народный праздник. Народные праздники были настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей. Обряды, отображающие нравственные устои народа, закрепляющие чувства верности семье, друзьям, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Рождество, Пасха, Масленица. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.
4.Приобщение детей к музыкальному фольклору происходит не только в разучивании песен, но и в исполнении хороводов, плясовых, в использовании традиционных народных инструментов, конкурсов, частушек.
5. Песня.

Одним из главных жанров устного народного творчества является песня. В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы

Очень важно знакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
При обучении детей декоративному рисованию ставим задачу не подготавливать будущих мастеров росписи, а приобщать детей к народному искусству. При расписывании лошадок, птиц, барышень и т.д. дети усваивают некоторые навыки, учатся составлять узор, почувствовав при этом радость творчества. После каждого цикла занятий по одному из видов искусства проводим итоговое занятие, на котором дети составляют узор в стиле данной росписи, но выбирают сами её элементы, цвет, композицию, форму бумаги, силуэты-заготовки из бумаги и др.
Традиционно знакомить детей с такими видами декоративной росписи как:
— Дымковская роспись
— Городецкая роспись
— Хохломская роспись
— Филимоновская роспись и др.

Кроме занятий по знакомству с декоративно-прикладным творчеством и народными ремёслами, давать представление о культурном наследии и природе малой Родины, родном доме и семье.

Также одним из условий эффективной реализации развития является совместная деятельность родителей и педагогов, реализующая требования целостного педагогического процесса, где затрагиваются стороны развития ребенка, способствующие гармонизации его личности. Поэтому нашим важным педагогическим принципом является сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном процессе . Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует уединению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу.