Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Белоусова Оксана Александровна

Воспитатель Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение №23, г. Верхняя Пышма

Конструкт по Сенсорному развитию детей дошкольного возраста

Конструкт занятия по сенсорному воспитанию для детей второй младшей группы дошкольного возраста

Подготовила студентка: Белоусова О.А. 

Тема: «Помоги Незнайке» 

Возрастная группа: вторая младшая группа, 3 – 4 года

Количество детей:10

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная): подгрупповая

Интеграция образовательных областей и видов деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, продуктивная и др.) Области: «Физическое развитие»,  «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие». 

Виды деятельности: познавательно – исследовательская деятельность, двигательная деятельность, коммуникативная деятельность. Средства (наглядные, музыкальные, мультимедийные и др.): Схема группы с указаниеми понятными детьми. Письмо от Незнайки. Фотография  Незнайки. Дидактическая игра по сенсорному развитию, блоки «Дьеныша»:  «Раздели фигуры». Три емкости для фигур.  Волшебный мешочек. Массажные мячики на каждого ребенка.  Стих для проведения физкультминутки. Мольберт, рисунки веревочек: красного, желтого, синего, зеленого цвета. Пластилин этих же цветов. Салфетки на каждого ребенка.

Информационное обеспечение занятия  (используемая литература, Интернет-ресурсы)

Цель: С помощью сенсорных эталонов закрепить умение распознавать круг, квадрат, треугольник.

Задачи образовательной программы

 

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
Обучающие:

  1. Закрепить умение детей сравнивать и соотносить предметы с сенсорными эталонами: умение распознать круг, квадрат, треугольник.
  2. уточнить знание основных цветов: красный, желтый, синий, зеленый.

Развивающие:

Формировать самостоятельность в понимании учебной задачи и ее выполнении, навыки самоконтроля. 

Развивать логическое мышление, память, внимание, слуховое восприятие.

Воспитывающие:

Доставить детям радость, дав им возможность продемонстрировать имеющиеся у них знания, проверить свои познавательные способности и возможности. 

Поддерживать детей работать самостоятельно.

Развивать в детях уверенность при выполнении  самостоятельных действий, мотивировать их к этому.

Стимулировать детей, на сопереживание чужой проблеме и приучать их работать совместно над общим результатом.

 

Ход взаимодействия

 

Этапы 

занятия 

 Содержание  деятельности Деятельность (действия) педагога Деятельность (действия) детей  Планируемые результаты 
Организационный этап 2 мин. Ребята сегодня, пока вас не было,  к нам в группу приходил гость. Давайте посмотрим кто же это?

— Незнайка. (ответ детей)

Он для нас оставил письмо, прочтем его?

-Да. (ответ детей)

«Здравствуйте, дорогие девочки и мальчики! Я заходил к вам в гости, но не застал. В вашей группе так много разных игр, я не удержался и поиграл в них. Но я совершенно не помню,  в каком порядке и где они эти игры и пособия лежали. Помогите мне, пожалуйста, разложить все на свои места. Я уверен, что вы справитесь. Заранее вам благодарен, ваш Незнайка.»

Ребята, нам Незнайка предлагает отправиться в путешествие по проделкам Незнайки.  Отправимся? 

— Да. (ответ детей)

Педагог подготавливает группу.

Приглашает детей в группу. Подводит их к столу, на котором стоит портрет Незнайки. Задает детям вопрос: Кто это? 

Обращает внимание детей на письмо от Незнайки.  Зачитывает его детям.

Предлагает воспитанникам отправиться в путешествие по группе, по следам Незнайки, найти и исправить все его ошибки и заодно еще раз поиграть в их любимые игры.

Дети узнают Незнайку.

Отвечают на вопросы.

Настраиваются на дальнейшее продолжение занятия.

Вместе с педагогом отправляются в путешествие.

Пробудить интерес в детях с помощью письма от Незнайки.

Вовлечь в образовательный процесс детей.

Заинтересовать детей.

Желание помочь исправить все ошибки Незнайки.

Основная часть 8 мин.

Физкультминутка 3 мин.

  Для того, чтобы нам было легче искать ошибки Незнайки, он для нас нарисовал карту своих проделок. Давайте посмотрим, что же здесь изображено. 

  Первым,  что мы здесь видим это стол перед спальней. Посмотрим,  в какую игру играл, Незнайка за этим столом. Да это блоки Дьеныша. Незнайка у нас не знает, что блоки можно разложить по цветам и форме.  

  Давайте попробуем  найти, из всей этой кучи выбрать все красные круги и сложить их в эту тарелку. Можно помогать  друг другу.

   Молодцы все  ребята собрали красные круги.

  Нужно  теперь собрать синие  треугольники.

  Молодцы ребята, синие треугольники собрали.

  А теперь соберите, пожалуйста, все квадраты.

  Как вы думаете, правильно ли вы собрали фигуры? Давайте проверим.    Вначале вы собирали красные круги. 

   Молодцы ребята.

   Затем вы складывали на другую тарелку синие треугольники.

  Молодцы, все треугольники на месте.

  Остались у нас квадраты.

  Молодцы ребятки, Незнайка будет рад,  тому, что вы цвета знаете и формы. 

Что же у нас дальше на карте изображено?  На что же это похоже, помогите мне ребята.

—  Стул. (ответ ребенка)

Правильно, это стул. А на стуле нас ждет сюрприз, волшебный мешочек. Может мы,  на ощупь попробуем определить, что же там лежит? Я дам вам потрогать мешочек, а вы не открывая его скажете, что Незнайка мог спрятать здесь. Подходим ко мне по одному.

— На шарики. (ответ детей)

— На мячики маленькие. (ответ детей)

А сейчас мы посмотрим, правильно ли вы отгадали.  

Смотрите, это массажные мячи. А я знаю физкультминутку с ними. Давайте немного поиграем?

— Давайте. (ответ детей)

Физкультминутка

Этот шарик непростой,
Весь колючий, вот такой!
Меж ладошками кладем,
Им ладошки разотрем.
Вверх, вниз его катаем,
Свои ручки развиваем.

Повторяем 3 раза. 

Молодцы ребята.

А дальше на карте нарисован мольберт, а рядом стол. Пройдемте, посмотрим, в какие игры Незнайка еще играл.

Перед нами мольберт, где изображены веревки красного, синего, желтого и зеленного цветов, а бус на них нет. Видно Незнайка поиграл бусами и порвал их. Нужно ему помочь собрать бусы. Поможем Незнайке?

— Да (ответ детей).

Смотрите, что я буду делать. Какого цвета у меня в руках пластилин?

— Дети отвечают.

Я отщипываю часть пластилина от большого куска. Катаю из него шарик и прикрепляю шарик к веревке такового же цвета. 

К веревке какого цвета я прикрепляю данный шарик?

— Ответ детей.

Для того, чтобы быстрее собрать бусы нужно поделиться на команды, по цветам веревочек. У нас с вами получилось 4 команды. Берите пластилин цвета вашей веревочке и приступаем к работе.

Молодцы ребята, все бусы собрали. Незнайка будет рад. Давайте свои ручки вытрем салфеточками.

Обращает внимание детей на карту Незнайки. Педагог ориентирует детей в пространстве группы, с помощью карты. Направляет детское внимание на фигуры, разложенные на столе. Мобилизует мозговую активность детей путем группировки форм по определенным признакам, с помощью чего проверяет знания детей. 

По возможности проводит индивидуальную работу.

За каждое выполненное задание хвалит детей.

Педагог заинтересовывает детей следующим заданием.

Предлагает детям потрогать, то, что лежит в волшебном мешочке и описать эти чувства. Педагог передает мешочек из рук в руки, при этом следит, чтобы мешочек не развязывали. Просит ребят озвучивать свои ощущения. 

Раздает детям по массажному мячику и проводит физкультминутку.

 

Педагог рассказывает стихотворение и при этом показывает все движения, в соответствии с текстом.

Между ладоней мячик кладет, катает его по ладоням. Затем по всей поверхности руки катает.  Хвалит детей, предлагает повторить все движения 3 раза. 

Продолжает ориентировать детей в пространстве. 

Интригует детей следующим заданием. Показывает и рассказывает, что нужно делать. 

Отщипывает кусочек пластилина от целого куска пластилина.  Катает из него шарик. Спрашивает у детей, какого цвета шарик и к какой веревочке нужно прикрепить шарик. Делает акцент на цвете, проводит закрепление о цветовой гамме, с помощью вопросов.

Делит детей на 4 команды. Организовывает работу в команде. Раздает детям пластилин и лист с веревочкой.  При затруднениях в выполнении задания осуществляет индивидуальную помощь. Хвалит детей.

Дети активно вовлечены в процесс занятия. 

С помощью педагога идут по следам проделок Незнайки. 

Группируют фигуры по цвету, структуре, форме. Обсуждают между собой, какие фигуры подходят, какие нет. Раскладывают фигуры в соответствии с планом педагога. 

Отвечают на вопросы педагога.

Следуют за педагогом. Дети заинтересованы появлением волшебного мешочка и его содержимым. С удовольствием обследуют его и рассказывают о своих ощущениях.

Дети повторяют движения за педагогом.

Продолжают следовать за педагогом.  

Определяют цвет кусочка пластилина, в руках педагога  и его готовую форму.

Наблюдают за действиями педагога.

Определяют к веревке какого цвета нужно прикрепить пластилин.

Делятся на команды с помощью педагога.  От индивидуального куска пластилина, отщипывают кусочек и катают из него шарик. Затем, этот шарик прикрепляют к веревочке того же цвета, что и шарик.  И так продолжают работать, пока веревочка не будет заполнена. 

Закрепить умение группировать геометрические фигуры по одному признаку, опираясь на блоки Дьеныша. 

Работа детей в единой команде.

Тактильное восприятие, узнавание предмета на ощупь.

Дети учатся выполнять действия, согласно текста.

Развитие мелкой моторики, восприятие цвета и формы.

Закрепление цвета, соотнесение бусины со цветом веревочки.

Дети работают в единой команде.

Заключительный этап 2 мин. Ребятки, а может быть Незнайка никуда не уходил, может он спрятался и наблюдал за вами. Я его попробую поискать. 

Вот он!  

Здравствуйте ребята, а чем вы сегодня занимались.

-Фигуры складывали в разные тарелки.(ответ детей)

Что же это были за фигуры?

— Красные круги (ответ детей).

— Синие треугольники (ответ детей)

— Квадраты (ответ детей)

А еще чем играли?

— Массажными мячиками (ответ детей)

Какие вы молодцы, что еще делали?

— Собирали бусы (ответ детей).

Вы сегодня столько много дел сделали, и все правильно. А я ничего не умею. Вы на меня не сердитесь?

— Нет (ответ детей).

Находит Незнайку. Задает наводящие вопросы, от имени Незнайки. Помогает вспомнить детям все, что было на каждом этапе занятия. Старается пообщаться с каждым участником процесса.  Ждут прихода Незнайки.

Отвечают на наводящие вопросы.

Рассказывают о том, чем занимались на занятии Незнайке.

Происходит рефлексия занятия. Подводиться итог занятия.

 

На занятии присутствовало 10 детей. Данное занятие соответствует тематическому планированию по программе «Детство» и разработано в соответствии с ФГОС.

Цель: С помощью сенсорных эталонов закрепить умение распознавать круг, квадрат, треугольник.

Задачи:

Обучающие:

Закрепить умение детей сравнивать и соотносить предметы с сенсорными эталонами: умение распознать круг, квадрат, треугольник.

уточнить знание основных цветов: красный, желтый, синий, зеленый.

Развивающие:

Формировать самостоятельность в понимании учебной задачи и ее выполнении, навыки самоконтроля. 

Развивать логическое мышление, память, внимание, слуховое восприятие

Воспитывающие:

Доставить детям радость, дав им возможность продемонстрировать имеющиеся у них знания, проверить свои познавательные способности и возможности.

Поддерживать детей работать самостоятельно.

Методы и приемы:

— Словесный (вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение)

— Наглядный (кубики Дьеныша; массажные мячи, и мешочек );

— Методы контроля (анализ выполненных заданий, самооценка детьми результатов деятельности)

— Сюрпризный момент (фото Незнайки, кукла би-ба-бо Незнайка)

— Использование методов работы с пластилином (методы отщипывания, катание шариков и прикрепление их к картону на заданном ранее месте).

— Игровая ситуация (письмо от Незнайки)

Составляя данный конструкт занятия я учитывала нормативы ФГОС в образовательной области Познавательное развитие, а также возрастные особенности прописанные в образовательной программе  дошкольного образования «Детство». Я попыталась всю образовательную деятельность вместить в прописанные СанПиН –ом нормативы проведения занятия.

В образовательном процессе данное занятие шестнадцатое по счету, с начала года. 

Структура занятия

— Водная часть: (организация детей) – 2 минуты

— Основная часть: (практическая деятельность) — 8 минуты

— Физкультминутка: (динамическая пауза) – 3 минуты

— Заключительная часть (подведение итогов) 2 минуты

Водная часть непосредственно образовательной деятельности (НОД) предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность, объяснение. Это было сделано с помощью игрового сюжета «Письмо от Незнайки» Непосредственно образовательная деятельность была направлена на решение проблемно-игровой ситуации: группировать фигуры ( блоки  Дьеныша) по одному, двум признакам; собрать все бусины, что рассыпал Незнайка.

Основная часть НОД — это самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, направленная на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач.

В основную часть НОД были включены задания на повторение изученного и активизацию опорных знаний с целью повторения пройденного, систематизацию имеющихся знаний детей в самостоятельной деятельности, закрепление навыка.

В середине занятия с целью снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности, снижения утомления была проведена физкульминутка.

Непосредственно образовательная деятельность была построена с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, развивающих дидактических пособий.

Индивидуализация обучения проявлялась в оказании затрудняющимся при выполнении заданий детям помощи, напоминания, дополнительного объяснения, а также в учёте педагогом особенностей мышления и темп восприятия каждого ребенка. Для достижения результатов каждым ребёнком в процессе деятельности был предусмотрен дифференцированный подход к обучению.

Использование в непосредственно образовательной деятельности физкультминутки , обеспечивало активность, высокую работоспособность, интерес детей к содержанию деятельности.

В заключительной части НОД подводился итог деятельности, используя метод анализа успешности выполнения заданий и метод самооценки детьми своих возможностей.

Поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены. Логичность построения различных видов деятельности позволила провести ее не выходя за рамки времени – 15 минут.

Трудности в проведении занятия:

Так как у детей не было долгое время постоянного педагога, занятия в данной группе проводились стихийно и соответственно знания детей поверхностные. Задание на ориентировании в пространстве для детей новой информацией. Но они справились с заданием.

Но больше затруднения для меня и детей имело задание с блоками Дьеныша. Здесь я не учла, что наборов блоков должно быть на каждого ребенка, это для того, чтобы все дети подгруппы имели возможность показать свои знания. Либо, в этой части занятия, из – за, нехватки данных пособий нужно было разделить детей на группы. 

Ну, а в целом занятие прошло в дружественной обстановке. Дети работали в единой команде, для получения общего результата. Виды деятельности были разнообразны. 

Список литературы: 

1.Примерная образовательная программа  дошкольного образования «Детство», Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева.

  1. СанПин 

3.В.Ф. ПЕТРОВА Методика математического образования детей дошкольного возраста 2013г. Краткий конспект лекций

Интернет ресурс

http://thelib.ru/books/t_s_komarova/detskoe_hudozhestvennoe_tvorchestvo_dlya_raboty_s_detmi_2_7_let_metodicheskoe_posobie_dlya_vospitateley_i_pedagogov-read.html