автор: Батятина Ольга Александровна
методист по работе с детскими объединениями МУ ДО ДДТ г.Кыштым, Челябинская область
Сценарий познавательной игры “Марафон сказок”
Муниципальная познавательная игра «Марафон сказок»
Цель. Развивать интерес к литературному творчеству.
Задачи.
- Развитие у младших школьников фантазии, воображения.
- Развитие коллективного творчества.
- Развитие коммуникативных способностей детей.
- Расширение кругозора и интеллектуального уровня младших школьников.
Участники. В конкурсной программе принимают участие учащиеся 3-х классов образовательных учреждений города.
Место проведения. Муниципальная познавательная игра проходит в Доме детского творчества.
Сценарий муниципальной познавательной игры
«Марафон сказок»
Песня «Дорога в сказку» коллектив «Серебряный колокольчик»
Ведущий. Добрый день ребята, уважаемые педагоги и гости нашего мероприятия. Я рада поприветствовать вас на познавательной игре «Марафон сказок».
Ведущий. С самого детства нас окружают сказки. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а потом вы пошли в школу, и сами научились их читать. Читая сказки, проникаешь в удивительный, загадочный и таинственный мир. В сказках совершаются самые различные и невероятные чудеса. Часто сказочный мир полон удивительных предметов, чудесных событий.
Ведущий. И сегодня мы с вами совершим путешествие в мир сказок. Нашими остановками, станут замечательная повесть-сказка Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот», сказка в стихах Петра Ершова «Конёк-Горбуно́к» и волшебная сказка Валентины Катаевой «Цветик-семицветик».
Вам нужно будет выполнить несколько заданий нашего конкурса. А самое главное, вам показать слаженную работу в команде. Слушайте каждого участника вашей команды, обсуждайте все ответы и определяйте верное решение. За каждый правильный ответ вы будете получать баллы.
Ведущий. Оценивать ваши ответы сегодня будет наше жюри:
- Светлана Александровна Устинова главный редактор городской детской ТинГазеты
- Олеся Ивановна Мысляева заведующая детской библиотеки №3
- Надежда Николаевна Морозова методист по работе с одаренными детьми ДДТ
- Ирина Борисовна Малышкина библиотекарь центральной городской библиотеки имени Чуйковского
Аплодисменты членам жюри.
Ведущий. А сейчас давайте познакомимся с нашими командами.
Команда школы №1; №2; №3; №4; №8; №10; №11; №13; №14
Аплодисменты командам!
Ведущий. Команды, вы готовы? Тогда давайте начнем и посмотрим все на экран.
На экране фрагмент мультфильма «Дядя Федор, пес и кот»
Ведущий. Как вы уже догадались, начнем мы со сказки Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот».
Первое задание, которое называется «Кто это сказал». Оно позволит выяснить, кто читал книгу внимательно, запомнил её содержание основательно.
Я буду зачитывать вам высказывания героев, а ваша задача вспомнить, кто именно их говорил и записать ответ на листочке. В этом задании команда за каждый правильный ответ получает 1 балл.
Конкурс «Кто это сказал»
- «Я письмо пишу в один институт, где солнце изучают. У меня там связи имеются Это знакомства деловые когда люди друг другу хорошее делают ни с того ни с сего. Просто по старой памяти». (кот Матроскин)
- «Ты что, забыл? Ты же теперь пудель. Ты скажи: «Тьфу ты! Какой-то заяц. Зайцы меня сейчас не интересуют. Меня интересует – тапочки хозяину приносить». (дядя Федор)
- «Это для старушек хорошо, когда в лесу одни пеньки, на них сидеть можно. А что будут птицы делать и зайцы? Ты о них подумал?» (пёс Шарик)
- Потому что с тех пор, как я женился, у меня все взглядыпеременились. Я считаю, что самый ценный подарок для женщины— это мешок картошки. (отец дяди Федора)
- Это он не подумавши сделал. У нас зимой национальная деревенская одежна какая? Валенки, штаны ватные, тулуп и шапка — на меху. У нас зимой в кедах даже студенты не ходят (почтальон Печкин)
Ведущий. Я попрошу команды подписать свои ответы и сдать жюри.
А теперь давайте проверим правильность ваших ответов. Первое высказывание принадлежит коту Матроскину, и т.д.
Ведущий. Ну а мы продолжаем и следующий конкурс «Я вам пишу». Всем известно, что герои в повести-сказке «Дядя Федор, пес и кот» писали письма. Каждая команда получит одно из них, а точнее письмо почтальона Печкина, написанное родителям дяди Федора. Ваша задача, прочитав письмо, найти в тексте не совпадения с тем письмом, которое на самом деле написал Печкин и исправить их.
За каждое правильно исправленное слово, команда может заработать один балл. Слова, которые по вашему мнению, являются не совпадением необходимо зачеркнуть, и сверху написать те, которые будут правильными. Время на выполнение задания дается 3минут. Кто закончит раньше, поднимает руку.
Конкурс «Я вам пишу»
«Здравствуйте, папа и мама!
Пишет вам почтальон Печкин из села Простоквашино. Вы спрашиваете про ребенка дядю Федора. Вы про него еще заметку в журнале писали. Этот мальчик живет у нас. Я недавно заходил к нему посмотреть, все ли у них плитки выключены, а его собака меня на дерево загнала. А потом я у них лимонад пил и незаметно пряжку отрезал от курточки. Посмотрите, ваша ли это пряжка. Если ваша — и мальчик ваш».
Ведущий. Я прошу команды подписать свои ответы и сдать жюри. А теперь давайте проверим правильность ваших ответов.
«Здравствуйте, папа и мама!
Пишет вам почтальон Печкин из деревни Простоквашино. Вы спрашиваете про мальчика дядю Федора. Вы про него еще заметку в газете писали. Этот мальчик живет у нас. Я недавно заходил к нему посмотреть, все ли у них плитки выключены, а его корова меня на дерево загнала.
А потом я у них чай пил и незаметно пуговицу отрезал от курточки. Посмотрите, ваша ли это пуговица. Если пуговица ваша — и мальчик ваш».
Ведущий. Я попрошу членов жюри озвучить количество полученных баллов командами за 1 задание
Жюри озвучивает промежуточные баллы
Ведущий. Для вас поет София Латыпова солистка коллектива «Серебряный колокольчик»
Ведущий. Ну а мы с вами продолжаем. Прошу команды посмотреть на экран.
На экране фрагмент мультфильма «Конек горбунок»
Ведущий. Следующие задание будет по сказке Петра Ершова «Конёк-Горбуно́к, а назовем мы его «Убери лишнюю картинку».
Я буду задавать вопросы, а командам необходимо, посовещавшись, поднять табличку с номером ответа, который по их мнению является не верным, т.е. лишним.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Конкурс «Убери лишнюю картинку»
- Братьев Ивана звали:
– Гаврила
– Данила
–Фёдор
- Завтра на заре
На широком на дворе
Должен челядь ты заставить
Три котла больших поставить
И костры под них сложить.
Вопрос: давайте вернемся к сказке, вспомним, чем были наполнены котлы и уберем лишнее?
– Кисель
– вода студеная
– вода вареная
– молоко
Ответ: (Первый надобно налить
До краев водой студеной,
А второй – водой вареной,
А последний – молоком,
Вскипятя его ключом.)
- 3. Какие задания Иван выполнил для царя? (уберите лишнее)
– поймал жар–птицу
– добыл котел денег
– привез царь-девицу
– достал перстень
- Вот, как стало лишь смеркаться,
Начал старший брат сбираться:
Вопрос: Что старший брат взял с собой в дозор? (уберите лишнее)
– вилы
– ружье
– топор
Ответ: (Вынул вилы и топор
И отправился в дозор.)
- 5. Подошел к нему отец,
Говорит ему: “Послушай,
Побегай в дозор, Ванюша.
Я куплю тебе лубков,
Дам гороху и бобов”.
Тут Иван с печи слезает…
Вопрос: Что взял Иван с собой в дозор? (уберите лишнее)
– сеть
– малахай
– хлеб
Ответ: (Тут Иван с печи слезает,
Малахай свой надевает,
Хлеб за пазуху кладет,
Караул держать идет.)
- “Эта пара, царь, моя,
И хозяин – тоже я”. –
“Ну, я пару покупаю!
Продаешь ты?” – “Нет, меняю”. –
“Что в промен берешь добра?” –
Вопрос: Что царь дал взамен коней Ивану? (уберите лишнее)
– 10 шапок серебра
– мешок зерна
– 5 рублей
Ответ: (“Два-пять шапок серебра”. –
“То есть, это будет десять”.
Царь тотчас велел отвесить
И, по милости своей,
Дал в прибавок пять рублей.)
Ведущий. Я попрошу членов жюри озвучить количество полученных баллов командами за 2 задание
Жюри озвучивает промежуточные баллы
Ведущий. А мы с вами продолжаем. Я попрошу капитанов команд выйти к сцене. Перед вами лежат карточки с устаревшими словами, т.е. словами, которые не употребляются в современном русском языке, но они встретились вам в сказке «Конек –горбунок».
Сейчас я буду читать определение одного из слов, ваша задача определить к какому слову оно относится и поднять карточку с правильным ответом. За каждый правильный ответ вы будите получать по 1 баллу.
Капитаны готовы? Начинаем.
Конкурс капитанов
1.Старинная крестьянская верхняя одежда в виде широкого кафтана без пояса. (Малахай) (Тут Иван с печи слезает, Малахай свой надевает. Ершов, Конек-Горбунок.)
- Конюх-слуга, ухаживавший за верховой лошадью своего господина (Стремя́нный)
3.Люди, занимающие низкое служебное или общественное положение. Дворовые люди, слуги, прислуга. (Челядь)
- Старорусская единица измерения длины, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца. (Вершо́к)
5.Сосуд с невысокими краями, преимущественно глиняный, напоминающий по форме небольшое блюдо с налитым салом и вложенным фитилем, применявшийся для освещения, иллюминации и т. п. (Плошка)
Ведущий. Аплодисменты нашим капитанам, и я попрошу их занять свои места.
Ведущий. Я попрошу членов жюри озвучить количество полученных баллов командами за 3 и 4 задания
Жюри озвучивает промежуточные баллы
Ведущий. Ребята, я предлагаю сделать музыкальную пазу, а поможет нам в этом коллектив клуб организаторов досуга «Конфетти»
Ведущий. Давайте продолжим наше путешествие дальше. Прошу команды посмотреть на экран.
На экране фрагмент мультфильма «Цветик семицветик»
Ведущий. Следующее задание будет по сказке Валентины Катаевой «Цветик-семицветик».
Сейчас каждая команда получит лист, на котором с одной стороны написаны персонажи сказки, а с другой их описание. Ваша задача соединить линиями персонажа с его описанием. На выполнение задания вам дается 2 минуты. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл.
Конкурс «Персонаж»
Бабушка Немного невнимательная и очень эгоистичная, в голове у
нее
ветер.
Мама Добрая, умная, появляется и исчезает неожиданно.
Женя Понимающая, замечает невнимательность и неуклюжесть.
Витя Сильный, смелый и отважный, но с девчонками не играет.
Мальчишки Беззаботная, веселушка, очень много игрушек.
Девчонки Веселый и добрый, не может ходить, разбудил сострадание и
великодушие.
Ведущий. Я попрошу команды подписать свои задания и сдать членам жюри. А мы с вами проверим правильность выполнения задания.
Ведущий. А мы с вами продолжаем. Пожалела старушка Женю и решила ей помочь. Сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый разного цвета. Этот цветик, — сказала старушка, — не простой. Он может исполнить всё, что ты захочешь. Для этого надо только оторвать один из лепестков, бросить его и сказать:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли —
Быть по-моему вели.
Ведущий. Ребята перед вами лепестки волшебного цветка и желания Жени. Ваша задача собрать все лепестки и приклеить к ним желания, которые загадывала девочка, в том порядке и на тот цвет, как они описаны в книге.
На время выполнения задания дается 3 минуты минут.
Прошу команды подписать в середине цветка номер школы и передать семицветики жюри. А мы проверим правильность выполненного задания. Посмотрите на экран.
Жёлтый лепесток – Вели, чтобы я была дома с баранками!
Красный лепесток – Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая!
Синий лепесток – Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе!
Зелёный лепесток – Вели, чтоб я сейчас же очутилась опять на нашем дворе!
Оранжевый лепесток – Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои!
Фиолетовый лепесток – Вели, чтоб игрушки поскорей убирались обратно в магазины.
Голубой лепесток – Вели, чтобы Витя был здоров!
Ведущий. Уважаемые члены жюри прошу озвучить количество полученных баллов за 5 конкурс.
Жюри озвучивает промежуточные баллы
Ведущий. Мы с вами совершили путешествие по трем произведениям. И теперь у нас осталось последнее задание.
Перед вами на экране будут появляться фрагмент картинки. Ваша задача, понять из какой он сказки. Как только вы догадались поднимаете руку, чья команда будет первая, та и сможет ответить и заработать 1 балл за правильный ответ.
Ведущий. Вот и завершилось путешествие в мир сказок. Вы выполнили все задания нашего конкурса. Показали дружную работу в команде, прислушивались друг к другу, обсуждали и принимали правильные решения вместе. Подошло время узнать результаты нашего конкурса. А пока члены жюри подводят итоги, для вас поет коллектив «Серебряный колокольчик»
Песня.
Ведущий. Для подведения итогов слово предоставляется членам жюри.
Жюри озвучивает итоги конкурса.
Ведущий. Ребята, вам понравилось путешествовать по сказкам? Читайте сказки, любите сказки и помните, что они учат нас дружить, быть верным и жить честно. Спасибо, вам за игру, и до новых встреч.