Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

Автор: Бастова Елена Дмитриевна

воспитатель МДОУ детский сад п Песочное

Конспект занятия по аппликации для младших дошкольников «Дымковская барышня»

Конспект занятия по аппликации для младших дошкольников «Дымковская барышня»

Цель: Познакомить детей с народной игрушкой дымковских мастеров

Обучающие:

-познакомить детей с историей дымковской игрушки.

– научиться составлять узор из простых кружочков разной формы и цвета.

Развивающие:

Развивать мелкую моторику, глазомер.

 Воспитывающие:

Воспитывать интерес к декоративно-прикладному творчеству.

Оборудование: заготовки Барышни, круги разного размера и цвета на каждого ребенка, образцы узоров, иллюстрации дымковских игрушек.  

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций Дымковских игрушек, чтение стихотворений и загадок о дымковских игрушках.

Ход занятия.

Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбки,

А ну, отгадайте, кто я? (Рассматривание иллюстрации с дымковскими игрушками.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня игрушек. 

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в деревню Дымково. Я вам расскажу как появились народные игрушки.

Давным-давно, далеко далеко, стояла деревенька. Жили в той деревеньке добрые и весёлые люди. Летом они в поле работали, песни пели…. А зимой на печи лежали, пироги да баранки жевали, на санях катались, от души баловались!

А ещё в той деревеньке на берегу реки глина была красная. В старину у детей не было игрушек, и взрослые из неё игрушки научились лепить – оленей, индюков, нянек с младенцами и барынь в пышных юбках. Вылепленные игрушки зимой обжигали в печи. И над всей деревенькой стелился дым из печных труб. Вот и назвали эту деревеньку– Дымково. От огня и жара фигурки высыхали и становились твердыми, как камень. После обжига игрушку белили мелом на молоке и она становилась белой, но неинтересной. И стали мастера думать и спорить, какими красками расписать игрушку. А людей, которые делают такие игрушки, называют мастерами.

Долго они думали и спорили, до самой весны! А весной зазвенела капель, застучали по крышам капельки дождя, затем выглянуло солнышко, и в небе над деревенькой появилась радуга.

Радуга — радуга, лента разноцветная!
Семь цветов у радуги, все цвета заметные!

Рассматривание иллюстрации с дымковскими игрушками. Образцы узоров.

Воспитатель: Так и повелось расписывать Дымковскую игрушку яркими полосками, весёлой клеткой, украшать кружочками и точками.

– А вы видите среди узоров цветы, ягоды? Ответ детей

– Правильно, таких узоров на дымковских игрушках нет.

– Ребята, а какими цветами расписывают мастера свои игрушки? Ответы детей.

Правильно, мастера используют яркие краски радуги – синюю, красную, зелёную, жёлтую. Вот так и появились яркие, весёлые, задорные, нарядные игрушки, которые делают дымковские мастера!

Воспитатель: – Ребята предлагаю пройти к столу. 

Дети подходят к столу, им предлагаются несколько разных игрушек, среди которых дымковская барышня, дети должны угадать дымковскую игрушку. 

Задаю вопросы:

– Какие игрушки вы видите. Назовите их?

– Есть ли среди этих игрушек – дымковская?

– Почему вы решили, что дымковская игрушка?

Правильно ребята, это барышня она раскрашена красными и желтыми кружочками, кружочки большие и маленькие.

Воспитатель: Сегодня и мы с вами станем дымковскими мастерами и украсим барышням юбки с помощью разных бумажных кружочков.

Пальчиковая гимнастика.

Щёчки алые горят,

Удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива!

Кружочки, клеточки, полоски-

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор 

От барышни такой.

Перед вами у каждого на столе лежит силуэт дымковской барышни. И разные по размеру и цвету кружочки. Вам нужно украсить юбку барышни.

Давайте повторим, какие цвета используют мастера в дымковской росписи?

(Дети выполняют задание. Составляют узор на юбке из вырезанных кружков разного размера и цвета.)

Использую приемы: образцы узоров, частичный показ, пояснение, помощь,  указание, показ воспитателя. 

– Какие вы молодцы. Вот какие красивые юбки у барышни у нас получились, мы настоящие дымковские мастера.

 

Итог занятия: 

вывешиваю все рисунки, предлагаю ответить на вопросы:

– Как называется игрушка, которую мы с вами сегодня расписывали?

– Для кого мастера делают эти игрушки?

– Что вам больше всего понравилось?

Молодцы, все старались создать красивые дымковские узоры.