Автор: Бастова Елена Дмитриевна
воспитатель МДОУ детский сад п Песочное
Конспект занятия по аппликации для младших дошкольников «Дымковская барышня»
Конспект занятия по аппликации для младших дошкольников «Дымковская барышня»
Цель: Познакомить детей с народной игрушкой дымковских мастеров
Обучающие:
-познакомить детей с историей дымковской игрушки.
– научиться составлять узор из простых кружочков разной формы и цвета.
Развивающие:
Развивать мелкую моторику, глазомер.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к декоративно-прикладному творчеству.
Оборудование: заготовки Барышни, круги разного размера и цвета на каждого ребенка, образцы узоров, иллюстрации дымковских игрушек.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций Дымковских игрушек, чтение стихотворений и загадок о дымковских игрушках.
Ход занятия.
Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбки,
А ну, отгадайте, кто я? (Рассматривание иллюстрации с дымковскими игрушками.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня игрушек.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в деревню Дымково. Я вам расскажу как появились народные игрушки.
Давным-давно, далеко далеко, стояла деревенька. Жили в той деревеньке добрые и весёлые люди. Летом они в поле работали, песни пели…. А зимой на печи лежали, пироги да баранки жевали, на санях катались, от души баловались!
А ещё в той деревеньке на берегу реки глина была красная. В старину у детей не было игрушек, и взрослые из неё игрушки научились лепить – оленей, индюков, нянек с младенцами и барынь в пышных юбках. Вылепленные игрушки зимой обжигали в печи. И над всей деревенькой стелился дым из печных труб. Вот и назвали эту деревеньку– Дымково. От огня и жара фигурки высыхали и становились твердыми, как камень. После обжига игрушку белили мелом на молоке и она становилась белой, но неинтересной. И стали мастера думать и спорить, какими красками расписать игрушку. А людей, которые делают такие игрушки, называют мастерами.
Долго они думали и спорили, до самой весны! А весной зазвенела капель, застучали по крышам капельки дождя, затем выглянуло солнышко, и в небе над деревенькой появилась радуга.
Радуга — радуга, лента разноцветная!
Семь цветов у радуги, все цвета заметные!
Рассматривание иллюстрации с дымковскими игрушками. Образцы узоров.
Воспитатель: Так и повелось расписывать Дымковскую игрушку яркими полосками, весёлой клеткой, украшать кружочками и точками.
– А вы видите среди узоров цветы, ягоды? Ответ детей
– Правильно, таких узоров на дымковских игрушках нет.
– Ребята, а какими цветами расписывают мастера свои игрушки? Ответы детей.
Правильно, мастера используют яркие краски радуги – синюю, красную, зелёную, жёлтую. Вот так и появились яркие, весёлые, задорные, нарядные игрушки, которые делают дымковские мастера!
Воспитатель: – Ребята предлагаю пройти к столу.
Дети подходят к столу, им предлагаются несколько разных игрушек, среди которых дымковская барышня, дети должны угадать дымковскую игрушку.
Задаю вопросы:
– Какие игрушки вы видите. Назовите их?
– Есть ли среди этих игрушек – дымковская?
– Почему вы решили, что дымковская игрушка?
Правильно ребята, это барышня она раскрашена красными и желтыми кружочками, кружочки большие и маленькие.
Воспитатель: Сегодня и мы с вами станем дымковскими мастерами и украсим барышням юбки с помощью разных бумажных кружочков.
Пальчиковая гимнастика.
Щёчки алые горят,
Удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива!
Кружочки, клеточки, полоски-
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор
От барышни такой.
Перед вами у каждого на столе лежит силуэт дымковской барышни. И разные по размеру и цвету кружочки. Вам нужно украсить юбку барышни.
Давайте повторим, какие цвета используют мастера в дымковской росписи?
(Дети выполняют задание. Составляют узор на юбке из вырезанных кружков разного размера и цвета.)
Использую приемы: образцы узоров, частичный показ, пояснение, помощь, указание, показ воспитателя.
– Какие вы молодцы. Вот какие красивые юбки у барышни у нас получились, мы настоящие дымковские мастера.
Итог занятия:
вывешиваю все рисунки, предлагаю ответить на вопросы:
– Как называется игрушка, которую мы с вами сегодня расписывали?
– Для кого мастера делают эти игрушки?
– Что вам больше всего понравилось?
Молодцы, все старались создать красивые дымковские узоры.