Аттестация воспитателей в 2019 году последние изменения на 1 категорию
Как проходит аттестация воспитателей Аттестация на соответствие занимаемой должности в ДОУ воспитателя (2019) — особая проверка работников учреждений дошкольного образования, в процессе которой выявляется их соответствие занимаемой должности. Расскажем, как проходит аттестация воспитателей в 2019 году, последние изменения законодательства в этой сфере.
Основной задачей аттестации воспитателей является не только определение квалификационного уровня педагога, но и его материальное стимулирование за достигнутые успехи в работе (п. 3 гл. 1 ФЗ № 273 от 29.12.2012). Получить награду за знания и умения могут педагоги, которым по результатам оценки знаний была присвоена соответствующая категория. Регламентируется Приказом Минобразования № 276 от 07.04.2014, 273-ФЗ от 29.12.2012 и др. Последние изменения Пока по-старому проходит аттестация педагогических работников в 2018 году, последние изменения, которые еще готовятся, внесут некоторые перемены в процесс. В настоящее время обсуждаются дополнения в национальный проект «Образование». Например, предлагают отказаться от действующей системы аттестации и перейти на единый профессиональный экзамен. Общероссийский народный фронт подчеркивает, что экзамен должен соответствовать требованиям профстандарта педагога и федеральным стандартам общего образования. В будущем, например, если проводится аттестация воспитателя на 1 категорию в 2018 году, портфолио предъявлять уже будет не нужно. А также не понадобятся грамоты и дополнительные материалы, доказывающие компетентность педагога. Предполагается, что проверки по новым правилам начнут проводить с 2020 года. При этом сохранится ее периодичность и разделение на обязательную и добровольную. Когда проводится аттестация В настоящее время существуют два вида аттестации: Обязательная. Проводится для подтверждения соответствия занимаемой должности не реже одного раза в пять лет. Согласно Порядку проведения аттестации, от нее освобождаются некоторые работники. О них мы расскажем далее. Добровольная. Такая проверка проводится для установления квалификационной категории. Обычно назначается по просьбе самого воспитателя, желающего повысить свою квалификацию. Проводить ее можно по истечении двух лет с момента присвоения предыдущей квалификации. Если в проверке будет отказано, повторную заявку можно подать через год после отказа. Если квалификация не будет подтверждена в положенные сроки, она аннулируется. В таком случае педагог, имеющий первую категорию, должен подать заявку на аттестацию для получения первой категории. Если у сотрудника была высшая, то станет первая. Ранее принятое правило, по которому за сотрудником, отработавшим 20 лет по профессии, закреплялась высшая категория пожизненно, было отменено. Теперь подтверждать свою квалификацию и проходить проверку нужно каждые пять лет. Список необходимых документов Для прохождения проверки необходимо предоставить следующие документы: Заявление на аттестацию воспитателя, на высшую категорию (2018 год) например. Копия результата прохождения предыдущей проверки (если она была). Копии дипломов, подтверждающих профильное образование (среднее и высшее педагогическое образование). Документы, подтверждающие наличие первой или высшей категории. Если менялась фамилия, копии сопутствующих документов (свидетельство о браке, например). Представление с места работы, которое может служить подтверждением профессиональной компетенции работника. Если аттестация педагога проводится в 2019 году, может понадобиться портфолио. Кроме того, педагог может предоставить аналитический отчет воспитателя по ФГОС для аттестации 2019. Этот документ не только описывает проделанную работу, но и представляет собой некий самоанализ педагогической деятельности педагога ДОУ для аттестации. Образцы вы найдете в конце статьи, а сейчас рассмотрим, как правильно их составить. Как составить заявление Зачастую основанием для проведения аттестации является заявление на высшую категорию воспитателя ДОУ (2019 год) по ФГОС (или на первую). Документ составляется по установленному образцу. В правом верхнем углу указываются аттестационная комиссия, в которую направляется заявка, и ее адрес. Далее вписываются данные заявителя: Ф.И.О., должность, адрес, телефон, адрес электронной почты. Желательно указать все контактные данные. Далее посередине строки пишется название документа и цель. Например: «Заявление о проведении аттестации в целях установления квалификационной категории». Далее идет сам текст заявки, в которой нужно указать, желательно поэтапно: просьбу об аттестации на выбранную категорию; информацию о квалификации в данный момент и сроке ее действия; основания для присвоения квалификационной категории; сведения о заявителе. Данные об образовании, общий педагогический стаж, стаж работы на последнем месте. Если работник имеет грамоты, документы о прохождении курсов повышения квалификации, их все желательно отразить, приложив подтверждающие документы. Составляя заявление, особое внимание нужно уделить педагогическим достижениям воспитателя. Например, использование инноваций на занятиях, методические разработки, использование мультимедийных презентаций. К заявлению можно приложить примеры таких разработок. Они будут показывать уровень компетентности педагога. Образец заявления на квалификационную проверку можно скачать в конце статьи. Как заполнить аналитическую справку Аналитическая справка для аттестации, на высшую категорию воспитателя например, является документом, показывающим уровень квалификации педагога. В ней нужно указать все достижения за время работы или время, пройденное между аттестациями на квалификацию. В аналитический отчет воспитателя на первую категорию (образец) по ФГОС входят следующие разделы: аннотация; аналитическая часть; проектная часть; заключение; приложения. В шапке аналитическая справка для аттестации, на первую категорию воспитателя например, содержит данные о заявителе: Ф.И.О.; данные об образовании; общий стаж; стаж работы воспитателем; стаж в учреждении, которое направило на аттестацию; уровень квалификации (категория) в настоящее время. Далее в обязательном порядке заполняется каждый пункт документа: Цели и задачи деятельности педагога. Анализ результатов педагогической деятельности. Применение инноваций в педагогической деятельности. Данные о профессиональной деятельности педагога. Сюда входит информация о составе группы воспитанников, позитивная динамика в их развитии, формировании их личностных качеств, результаты различных мероприятий и другие показатели. Применение знаний психологии в процессе профессиональной деятельности. Положительные отзывы о педагогической деятельности воспитателя со стороны родителей воспитанников. Информация о проведении мероприятий, направленных на сохранение здоровья детей и профилактику здорового образа жизни. Данные об обучении педагога, курсах повышения квалификации, участии в конкурсах и т. д. Если были публикации по воспитанию и обучению детей и другие материалы, связанные с профессиональной деятельностью, их тоже следует указать. Перспективы личностного и профессионального развития заявителя: планы на обучение и т. д. Дата и личная подпись заявителя. Следует отметить, что эти данные будут подвергаться тщательной проверке со стороны комиссии. Этот документ — своеобразный самоанализ воспитателя ДОУ на 1 категорию на аттестацию 2018 по ФГОС. Не стоит упоминать, что все данные, указанные в документе, должны быть достоверны и желательно подтверждаться дополнительно приложенными официальными бумагами. Аналитический отчет воспитателя на высшую категорию, образец, по ФГОС можно скачать в конце статьи. Как проходит аттестация Отныне желание сотрудника и его стаж не влияют на необходимость обязательной оценки. Если он по каким-либо причинам не прошел ее в установленный срок, то квалификационная категория понижается, а вместе с ней снимаются стимулирующие выплаты. Например, если работник утратил высшую категорию, то ему присваивается первая. А подать заявление на аттестацию на высшую категорию воспитателя (в 2018 году), чтобы восстановить ее, можно будет только потом. Если через пять лет педагог вновь не сможет пройти проверку знаний, он лишится первой. Программы Министерства образования РФ по аттестации воспитателей (тестирование 2017) нет в свободном доступе. Поэтому подготовку следует вести, опираясь на литературу, опыт коллег и свой собственный. Существуют работники, которые освобождаются от прохождения обязательной проверки и оценки знаний. Среди них: сотрудники, проработавшие на занимаемой должности менее двух лет; беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; сотрудники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, не достигшим трехлетнего возраста; лица, отсутствовавшие на рабочем месте белее четырех месяцев по причине заболевания. Проверка знаний первых четырех категорий сотрудников производится спустя два года после выхода на работу. Ранее двадцатилетний педагогический стаж являлся гарантией пожизненного сохранения второй категории, то теперь такая норма неактуальна. Обязательная оценка знаний включает в себя следующие этапы: Формирование комиссии. Она должна состоять из председателя, его заместителя, секретаря и членов комиссии. В нее могут входить представители федеральных органов власти, региональных органов власти, органов местного самоуправления, профсоюзов, научных организаций, учебных учреждений и т. д. Принятие решения происходит в отсутствии экзаменуемого путем открытого голосования. Подготовка списка работников, подлежащих проверке, и составление графика оценивания. Подготовка представления на каждого экзаменуемого работника. Проведение проверки. Оформление результатов аттестации. Как проходит добровольная аттестация Все воспитатели могут проходить добровольную оценку. Такая возможность может заинтересовать специалистов, настроенных на профессиональный рост и развитие. Срок действия полученной категории составляет пять лет. Если в прошлый раз кандидату было отказано в подтверждении квалификации, то проверить свои знания в следующий раз он сможет через год. Каждый сотрудник имеет право самостоятельно инициировать проверку своих знаний. Для этого достаточно подать заявление директору образовательного учреждения. В документе необходимо указать мотивы желания участвовать в испытаниях. Порядок проведения добровольной проверки на соответствие квалификации и оценки знаний включает следующие этапы: Проверка заявления. Установление срока проверки. Ее продолжительность должна составлять не более 60 календарных дней от момента начала проведения до принятия решения. Письменное уведомление экзаменуемого о месте и времени проверки — производится в течение 30 дней после получения заявления. Оценка. Оформление результатов. Примеры тестовых заданий Тестовые задания формируются Министерством образования РФ. В каждом наборе тестов определяется его назначение, структура и содержание. То есть все вопросы тематически разделены на разделы, которым дается краткое описание и указано количество вопросов с указанием максимального количества баллов, которое возможно набрать. По итогам тестирования на руки кандидату выдается справка с указанием набранного количества баллов. Для успешного прохождения тестирования на высшую категорию нужно набрать не менее 90 баллов. Готовиться к процедуре желательно заранее. Для этого нужно изучить требования, предъявляемые для квалификационной категории, на которую претендует воспитатель. После этого собрать соответствующий материал: грамоты, дипломы, сертификаты, разработанные методические программы и так далее. Ну и желательно аналитический отчет писать не в последний день перед днем проверки квалификации. Приведем примеры вопросов, которые могут содержаться в тесте. Примеры тестовых заданий Какие образовательные области соответствуют федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: физическое, эстетическое, умственное воспитание, развитие речи и др.; физическая культура; безопасность; социализация; коммуникация; познание; труд и др.; экологическое, патриотическое, трудовое воспитание и др. Какие виды деятельности являются ведущими в дошкольном возрасте: игровая деятельность; учебная деятельность; предметная деятельность. В образовательном процессе родители (лица, их заменяющие) воспитанников выступают в роли: контролеров образовательного процесса; помощников в организации образовательного процесса; участников образовательного процесса.