автор: Архипкина Анастасия Викторовна

Воспитатель МБДОУ детский сад №2 “Ягодка”

“Волшебное рисование”

Волшебное рисование

мастер-класс

Тема: «Волшебное рисование»

Цель: Создание условий для передачи опыта эффективного взаимодействия с родителями в вопросах  овладения нетрадиционными техниками рисования с последующим применением их в совместной деятельности с детьми.

Задачи:

  • Обобщить способы повышения педагогической компетентности родителей в художественно – творческом развитии детей через использование нетрадиционных техник рисования;
  • Апробировать новые нетрадиционные техники работы с семьей, способствующие установлению партнерских отношений между родителями и педагогами.

Форма организации мероприятия: мастер-класс

Участники:  воспитатели.

Оборудование: бумага, кисточки, гуашь, акварель, салфетки, восковые свечи и мелки, картон, деревянные шпажки.

 

Ход мастер-класса:

– Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о значении рисования для развития детей и о роли родителей в обучении детей нетрадиционным техникам рисования.

Наверняка, вы согласитесь со мной, что рисование оказывает огромное влияние на  формирование личности ребенка. От него ребенок получает лишь пользу. Рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, мышление, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, помогает закреплять знания о цвете и форме, учит соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Постепенное расширение запаса знаний становится залогом успешного  умственного развития дошкольников.

Дети любят рисовать, потому что рисование доступно – поводил кисточкой по листу бумаги – и уже готов рисунок; оно выразительно – ребенок может выразить свои восторги, желания, мечты, предчувствия, и даже страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно– рисуешь и обязательно что-то получается.

Я молодой педагог, но хочу поделиться опытом своей работы по данному направлению. Изучив теоретические основы некоторых нетрадиционных техник рисования, я стала использовать их в работе с детьми. Одновременно с этим работала над тем, чтобы родители стали настоящими партнерами и помощниками мне в этом деле. Для начала предложила им  анкеты со следующими вопросами:

  • Чем ваш ребёнок любит заниматься в выходные дни?
  • Любит ли ваш ребёнок заниматься рисованием?
  • Есть ли у вас дома всё необходимое для занятий рисованием?
  • Кто дома рисует вместе с детьми?
  • Как обычно вы это делаете?
  • Какими техниками рисования владеете?

По итогам анкетирования выяснилось, что многие родители чаще дают детям для рисования карандаши и фломастеры, а не гуашь и краски. Это связано с тем, что после рисования красками дети оставляют запачканными столы и одежду. Всего 10% родителей назвали несколько простых техник нетрадиционного рисования (пальчиками, ладонями).

Однако детям в этом возрасте необходимо рисовать, используя различные изобразительные средства и техники. И совсем не страшно, если маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.
Чтобы убедить в этом родителей, нужно донести до них значимость различных способов рисования для развития моторики и творческих способностей. Это можно сделать различными способами:

1.Организовать консультацию в уголке для родителей или при  личной беседе

2.Оформить выставку детских работ, выполненных при помощи нетрадиционных техник рисования.

Однако данные способы не всегда бывают эффективны, поэтому передо мной остро стоял  вопрос: как заинтересовать их необычными техниками рисования и вовлечь в совместную деятельность.

Для начала пригласили их на совместное занятие, где дети и их мамы и бабушки познакомились с такими техниками изобразительного творчества, как рисование на восковой основе, ладонями и с использованием оттисков и печатей. Приглашенные на занятие члены семей смогли убедиться в том,  что рисование нетрадиционным способом интересно и для детей, и для взрослых.

Следующим этапом стала организация родительского собрания, на котором был проведен мастер-класс,  позволивший познакомить родителей с необычными техниками рисования. Творческая работа настолько увлекла родителей, что было решено организовать конкурс рисунков, выполненных  в нетрадиционных техниках рисования совместно с детьми. Мною было разработано положение, в котором оговорены сроки конкурса, жюри, критерии оценки работ, среди которых главным является активное сотрудничество детей и взрослых, а также учитывается эстетичность и красочность конкурсных работ. Спустя 2 недели мы организовали замечательную  выставку, подвели итоги, наградили семьи участников и победителей грамотами. После конкурса интерес родителей к нетрадиционным техникам рисования только усилился, поэтому я предложила им создать семейные творческие альбомы, в которых представлены рисунки, выполненные в различных техниках. Альбомы интересны и для детей, и для родителей (для обмена опытом).

Анализируя проделанную работу, мне хочется отметить, что для положительного результата  необходимо, чтобы педагог сам был увлечен тем, к чему хочет привлечь родителей, а так же должен быть компетентен в той сфере, которую будет обсуждать с ними, в моем случае – владеть различными нетрадиционными техниками рисования.

Скажите, а с  какими нетрадиционными техниками рисования знакомы вы?

Отпечатывание (поролоном, мятой бумагой, пенопластом, листьями, ватными палочками и т.д.)

Кляксография (ребенок, набрав краски на кисточку, с некоторой высоты капает на середину листа, потом бумагу наклоняет в разные сторону или дует на полученную каплю. Фантазия потом подскажет, на кого стала похожа полученная клякса.

Рисование ладонью и пальцами.

Набрызг для фона зубной щеткой или кисточкой.

Рисование по ткани.

Рисование различными крупами, солью.

Ниткография.

Техника тычка жесткой кистью по нарисованным карандашом контурам.

Рисование акварелью по свечке или по восковым мелкам.

Рисование пластилином.

Действительно, существует множество техник рисования, а я хочу вас познакомить более подробно с двумя из них.

Я предлагаю освоить одну из простейших нетрадиционных техник рисования – монотопию (от греческого monos — один, единый и tupos — отпечаток).

Рисовать можно любыми  красками (акварелью, гуашью и пр.) и обычными кистями. Особенность техники заключается в том, что рисунок выполняется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую.

Полученный отпечаток всегда уникален, т. к. создать две одинаковых работы невозможно. Полученные кляксы можно оставить в первоначальном виде, или продумать подходящий образ и дорисовать недостающие детали. Количество красок в монотопии — любое.

 

Задание – инструкция №1 МОНОТИПИЯ
   1. Лист бумаги сложите пополам и разверните.

  1. На одной половине листа нарисуйте половину изображаемого предмета (полствола дерева, половину бабочки и т.п.) и опять сложите лист бумаги для получения отпечатка.
  2. Разворачиваем и получаем красивое симметричное изображение.

Следующая техника  это граттаж – воскография (фран. gratter — скрести, царапать) – древняя техника нанесения изображений при помощи выцарапывания. Под современным граттажем  понимают процарапывание рисунка на листе бумаги или дощечке, которая покрыта тонким слоем воска и туши или гуаши.

Для создания рисунка граттажем понадобятся: лист картона или плотная бумага; черная тушь или гуашь; плоская кисть (широкая) с мягким ворсом; восковые мелки или парафиновая свеча. Вам необходимо нанести толстый восковой слой, который затем покрыть тушью черного цвета.

А поможет мне в этом фокус-группа из 3 человек.

 

Задание – инструкция №2ГРАТТАЖ

  1. Натрите выделенный прямоугольник восковой свечой.
  2. Нанесите сухой кистью черную гуашь толстым слоем на восковой слой, чтобы не было просветов. Гуашь может скатываться. Если такое происходит, то после высыхания первого слоя нанесите второй.

А пока наши коллеги занимаются творчеством, мы тоже не будем терять время. Вместе с детьми мы  приготовили для вас монотопии и карточки для граттажа. Каждому из вас достается пакет с заготовками и изобразительными средствами. Чтобы получились рисунки в технике «монотопия», необходимо дорисовать полученные шаблоны, а для граттажа нужно процарапать любой рисунок на черной заготовке.

Создавать граттаж можно деревянной шпажкой (например, зубочисткой), гусиным пером, гвоздем, спицей или другим удобным острым  инструментом (для детей это может быть безопасная шариковая ручка).

Когда острым предметом процарапывается слой туши, на черном фоне образуются штрихи, цвет которых будет соответствовать цвету подложки из воска. Она может быть белой, а для получения эффектного разноцветного рисунка – подложку делают из нескольких цветов восковых мелков. Допустим еще один вариант – сначала основу следует прокрасить акварелью, задавая цветовой контекст будущего рисунка, после чего покрыть ее воском и покрасить тушью. В итоге получится цветной граттаж.

Такие техники как монотопия и граттаж для детей представляют собой относительно простой способ создания рисунков, который таит в себе большой обучающий потенциал. Они знакомят малыша с основами композиции, развивают мелкую моторику рук и воображение, дают представление о физических свойствах туши, воска и красок, а также оказывают комплексное воздействие на детское развитие.

Ну, что ж, а теперь, давайте посмотрим, что получилось у нашей фокус-группы. Вы замечательно справились, возьмите свои заготовки с собой, чтобы потом создать вот такие замечательные рисунки, которые получились у наших коллег (покажите, пожалуйста, свои работы). Они также остаются у вас в память о нашей встрече. Прошу на свои места. У вас получились интересные, яркие работы. Вы творческие, увлеченные люди. Попробуйте увлечь этим  творчеством родителей ваших детей и тогда процесс их воспитания и развития будет еще интереснее и эффективнее. Спасибо за внимание.

 

Подготовила: воспитатель Архипкина А.В.