Автор: Артюхина Марина Николаевна
учитель английского языка МОБУСОШ №6 им. М.Н. Дроздова п. Прогресс, Новокубанский район, Краснодарский край
Коммуникативное обучение языку посредством взаимодействия на уроке.
Автор: Артюхина Марина Николаевна
Должность: учитель английского языка
Организация: МОБУСОШ №6 им. М.Н. Дроздова
Населенный пункт: п. Прогресс
Коммуникативное обучение языку посредством взаимодействия на уроке
В настоящее время английский язык является средством международной коммуникации. Различные сферы деятельности пронизаны международным сотрудничеством, основанном на знании английского языка. Согласно современным стандартам, обучение английскому языку в школе начинается с младшей ступени обучения.
Современный урок иностранного языка невозможно представить без использования игровых технологий. Что же понимают под термином «Игровые технологии»? Определений существует большое множество, но лично мне кажется наиболее точным следующее: «игровые технологии – это технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности учащихся». Действительно, с помощью игры и игровых приемов гораздо легче вовлечь учеников в урок, ведь игра является неотъемлемой частью жизни ребенка.
Применяя игровые технологии на уроках, учитель должен точно знать, с какой целью он внедряет тот или иной игровой элемент.
Так, в начале урока, игра помогает настроится на урок, в середине урока- дает возможность немного отдохнуть учащимся и помогает плавно перейти к следующему этапу урока. Нельзя не отметить, важность дозирования игровых элементов. Если их будет слишком много, то у учащихся пропадет стимул к обучению, и учебная деятельность отойдет на второй план. Но, грамотное применение игровых технологий способствует снятию напряжения на уроках, так как у некоторых учащихся общение на иностранном языке вызывает стресс, и, следовательно, скованность и боязнь выразить мысли, что приводит к неэффективной коммуникации. Кроме того, игра стимулирует учащихся, взаимодействовать друг с другом и решать коммуникативные задачи посредством иностранного языка.
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:
- Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии внеучебных умений и навыков.
- Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; Учащимся вводятся фразы- клише речевого этикета для импровизации речевого общения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.
- Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а пророй и в сказочный мир.
- Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установление новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.
- Релаксационная функция- снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.
- Психологическая функция- состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности.
- Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.
Классификация игр.
Существуют различные подходы к классификации игр на занятиях иностранного языка. Все существующие классификации очень условны.
Многие методисты подразделяют учебные игры на:
- Языковые (отработка языкового материала на уровне грамматики и лексики)
- Коммуникативные (ролевые игры на заданную тему)
Те же авторы предлагают и другую классификацию игр:
- На взаимодействие
- На соревнование
Лексические игры
Цели:
— познакомить учащихся с новыми словами и их сочетаниями;
— тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
— активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
— развивать речевую реакцию учащихся.
Групповая игра
Две команды учеников становятся лицом друг к другу. У каждого ученика картинка с изображением памятного места Лондона, которую он прячет за спиной. По сигналу ведущего одна из команд одновременно показывает второй команде свои картинки и быстро прячет. Члены второй команды должны запомнить и сказать, что было изображено на рисунках и в каком порядке.
В 6 классах, изучая тему «Животные», учащимся можно предложить игру «А birthday party». Учитель выбирает водящего и говорит: «Polina has a birthday today. Children let us have a birthday party. Get your presents ready». Учащиеся по очереди дарят какое-то животное со словами: «Good afternoon! I wish you many happy returns of the day. Here is my present for you. Take a whale (monkey and…)!». После того как все ребята поздравили Полину, она говорит: «I like all my presents. I like the whale (monkey and…)! Thank you very much!».
Цифры.
Цель: повторение количественных числительных.
Ход игры: образуются две команды. Справа и слева записывается одинаковое количество цифр. Учитель называет цифры одну за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.
Числительные.
Цель: закрепление количественных и порядковых числительных.
Ход игры: образуется две команды. Учитель называет порядковое или количественное числительное. Первая команда должна назвать предыдущее число, вторая – последующее (соответственно порядковое или количественное числительное). За каждую ошибку команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньшее количество штрафных очков.
Цвета
Цель: закрепление лексики по пройденным темам.
Ход игры: ставится задача назвать предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т.д. одного цвета.
Таким образом, педагогический потенциал любой игры состоит в том, чтобы вызвать у школьников интерес, стимулировать их умственную и речевую активность, направленную на закрепление новых лексических единиц, создавать атмосферу соперничества и сотрудничества в ходе выполнения того или иного упражнения.
Фонетические игры
Цели:
- тренировка учащихся в произношении английских звуков;
- формирование навыков фонетического слуха.
Среди фонетических игр, используемых на начальном этапе обучения, можно выделить игры-загадки, игры-имитации, игры-соревнования, игры с предметами, игры на внимательность.
- Какой звук я задумал? (игра-загадка)
Учитель называет цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук. Отгадавший первым, получает право загадать свою загадку. Например: fat, map, cat, dad.
- Правда-ложь (игра на внимательность)
Учитель называет звуки, показывая на буквы и буквосочетания, а ученики должны обнаружить и исправить ошибку, если она имеется.
Грамматические игры
Цели:
- научить употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;
- создать естественную ситуацию для употребления данных речевых образцов;
- развить речевую активность и самостоятельность учащихся.
Игры:
- Nonsense
Учитель высказывает утверждение, которое не соответствует действительности, например: “We wear school uniform when we go to the theatre”. Ученики поправляют фразы: “We do not wear uniform when we go to the theatre”.
- Twenty Questions
Учитель задумывает предмет или человека (например, одноклассника). Остальные ученики, задавая общие вопросы, должны отгадать его:
- Ishe (she) tallerthanme? — Yes, heis.
- Does he (she) study better than me? — No, he doesn`t.
- Is his (her) hair longer than mine?..
- Hide-and-seek in a picture
Учитель вывешивает картинку, на которой нарисованы предметы мебели. Учащиеся мысленно должны спрятаться на картинке. Выбирается водящий. Учащиеся начинают его искать: Are you behind the wardrobe? — No, I am not.
Тот, кто угадал, получает право «прятаться».
Орфографические игры
Цель: тренировать написание английских слов.
Учитель раздает карточки с буквами алфавита. Затем называет слово, например, book. Учащиеся, имеющие карточки с соответствующими буквами, должны выйти к доске и встать таким образом, чтобы получилось данное слово.
Игры для обучения чтению
Цели:
- быстро и точно устанавливать звуко-буквенные соответствия;
- правильно озвучивать графический образ слова и соотносить его со значением, т. е. понимать читаемое;
Игры:
- Composer
На доске написано длинное слово, например, “Representative”. Учащиеся составляют из букв данного слова новые слова и записывают их на доске. Например, present, tea, test, art. Sir, rat, ten, train, vase, sea, pie, pine, pet, pen, pan, nest.
Игры для обучения аудированию
Цели:
- научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;
- научить учащихся выделять главное в потоке информации;
- развить слуховую память и слуховую реакцию учащихся.
Игры:
- The Last Letter
Формируются две команды. Представитель первой команды называет слово, ученики из второй команды должны придумать слово на букву, которой заканчивается слово, названное первой командой, и т. д. Выигрывает команда, которая последней назовет слово. Например: arm, map, pen, nose, eye, ear, ит.д.
Игры для обучения говорению
Цели:
- научить умению выражать мысли в логической последовательности;
- научить практически и творчески применять полученные речевые навыки;
- обучить речевой реакции в процессе коммуникации.
Самый эффективный вид игры для обучения говорению — это сюжетно-ролевая игра. С ее помощью дети учатся переносить действия из одних условий в другие, создавать элементы нового. Так развиваются воображение, мышление, творческие способности, речь, воспитываются нравственно-волевые качества личности, интерес к личности другого.
Who will say more?
Учитель, обращаясь поочередно к игрокам обеих команд, задает вопрос, например: “What is spring?”. Ученик должен ответить на вопрос в нескольких предложениях. Например: “Spring is a season. It comes after winter. It has three months. They are: March, April and May. It is not cold in spring. The sky is often blue. The trees are green. The grass is green, too.”
Команда получает балл за каждое правильно составленное предложение.
Использование игры на уроках иностранного языка имеет значение для приобретения новых представлений или формирования новых умений и навыков. Игра имеет большое значение для развития мотивационно-потребностной сферы учащегося.
Таким образом, педагогический потенциал любой игры состоит в том, чтобы вызвать у школьников интерес, стимулировать их умственную и речевую активность, направленную на закрепление новых лексических единиц, создавать атмосферу соперничества и сотрудничества в ходе выполнения того или иного упражнения. Использование различных игровых приемов на уроке также способствует формированию дружного коллектива в классе, так как каждый ученик в игре имеет возможность взглянуть на себя и своих товарищей со стороны.
В заключение хочется отметить, что учебные игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, соревновательности, максимальной занятости каждого ученика и неограниченной перспективы творческой деятельности.
Список литературы:
1.Бабенко Т.А. Технологии игрового обучения. Вестник научных конференций / Т.А. Бабенко. – 2016. № 6– 1 (10). С. 28–29.
2.Волков Б. С. Детская психология развития / Б. С. Волков. – М., 2007. – 576 c.
3.Гладун О.А. Коммуникативное обучение языку посредством взаимодействия на уроке. Теоретические и практические аспекты лингвистики, литературоведения, методики преподавания иностранных языков. / О.А Гладун. – Н. Новгород, 2015. – С. 126–129
- Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник «Игровые технологии в образовании», Тольяти, 2015,- 130с.



