автор:
Арбузова Екатерина Игоревна
инструктор по физическому воспитанию МБДОУ “ЦРР – детский сад № 56” г. Северск, Томская область
Завьялова Ольга Семёновна
музыкальный руководитель МБДОУ “ЦРР – детский сад № 56” г. Северск, Томская область
“Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами ДОУ”
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №56».
Конспект интегрированного занятия
«Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами».
Подготовили:
музыкальный руководитель Завьялова О.С.,
инструктор по физическом у воспитанию Арбузова Е.И.
ЗАТО Северск.
ЦЕЛЬ: применение здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик в коррекции и развитии речи дошкольников.
ЗАДАЧИ: обучить детей приёмам сохранения здоровья
- стимуляции работоспособности и мышления
- развитие переключаемости
- снятие напряжения
- восстановления сил
закрепить умение правильно произносить гласные А, О, Э, И, У и шипящие звуки Ш, Ж,Ч;
активизировать словарный запас детей: пиктограмма, инопланетянин, планета, Айлу, Даян, земляне, ритмодекламация, пришельцы, скайп;
способствовать формированию навыков связного высказывания,
развитию коммуникативных качеств,
умению высказывать собственную точку зрения,
делать простейшие выводы;
развивать: слуховое внимание,
силу голоса,
ритмическое восприятие,
творческие способности детей,
интонационную выразительность речи,
ОБОРУДОВАНИЕ: мячи большие с буквами (12шт.), мячи с шипами (11шт.), пиктограммы (3шт.), чемодан, интерактивная доска, диск «Несерьёзные уроки. Английский. 1 шаг.», детские музыкальные инструменты (трещотки, маракасы, музыкальные треугольники, металлофоны, колокольчики), ленточки, маска «кошка»,
бантики, колпачки, береты, звёзды красного, жёлтого, синего, зелёного цвета (по 4 шт.),
кубики-модули (4 шт.) красного, синего, жёлтого, зелёного цвета, игрушки обезьяна, медведь, костюм инопланетянина, фонарь для освещения, аудиокассеты с записями музыки и песен.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Приветствие детей. Дети берутся за руки и говорят: «Доброе утро!»
2.Беседа инопланетянина с детьми о звуках. Произношение звуков Ш, А, Э, И, О, У изолированно и в стихотворном тексте песни.
– Слышится странный звук (звучит музыка)
Логопед: Что это?
Дети: высказывают разные предположения о звуке.
– Появляется инопланетянин Айлу(входит под музыку)
Инопланетянин: Здрав- ствуй-те! (Говорит монотонно и отрывисто).
Логопед: Здравствуйте! Кто Вы?
Инопланетянин: Ме-нязо-вут Ай-лу. Я при-лет-ел с пла-не-ты Да-ян.Про-лета-я ми-мо
дру-гихпла-нет я слы-шал, как о-ни зву-чат. Од-ни вот так: ч-ч-ч-ч-ч; дру-ги-е вот так:
б-б-б-б-б; а ва-шапла-не-та зву-читтак:у-у-у-у…На Зем-ле толь-ко та-ки-е зву-ки?
(Дети показывают, как звучит Земля: л-л-л, щ-щ-щ, м-м-м, ж-ж-ж, в-в-в….
Они называют разные звуки)..
Проводится игра «Планета».
Инопланетянин:Я бы-вал на мно-гихпла-не-тах и слы-шал, как на раз-ныхпла-не-тахго-во-рят на раз-ных я-зы-ках. Я при-вёз вам по-сла-ни-е от жи-те-лей пла-не-ты Да-ян.
-На интерактивной доске появляются фигурки пришельцев. Они беззвучно поют и играют на музыкальных инструментах.
Логопед:Дети, вы что-нибудь слышите? (Дети отвечают) А почему ничего не слышно?
(Потому что нет звука)
Инопланетянин:Я вам пе-ре-ве-ду: «А-Э-И-О-У»…
Логопед: Дети, а вы знаете, какие это звуки?
Дети: Это гласные звуки.
Логопед: А какие ещё бывают звуки?
Дети: Согласные звуки.
Логопед: Ребята, а люди общаются при помощи звуков? ( Дети отвечают)
Правильно, словами. А слова из чего состоят? (Дети отвечают). А слоги из чего состоят?
(Дети отвечают).
Ребята, давайте поприветствуем жителей планеты Даян «Песенкой про гласные»!
Пение песни «Песенка про гласные»
3.Беседа о красивой и правильной речи.
Инопланетянин: Ка-ка-я у вас пла-вна-я и кра-си-ва-я речь! А что вы де-ла-е-те, что бы так го-во-рить?
Дети отвечают: Надо много тренироваться! Нужно делать гимнастику для язычка!
Надо правильно питаться! Надо делать зарядку! Надо пальчики тренировать!…
Инопланетянин: Ре-бя-та! По-ка-жи-те всё, чему вы на-у-чи-лись, а я пой-ду к ра-ке-те и бу-ду об-щать-ся с ва-ми по скайпу.(Инопланетянин уходит)
Логопед: Дети, что такое скайп?
Дети: Это такое устройство, когда человек разговаривает, он видит того, с кем разговаривает на экране компьютера…
Логопед: Айлу сейчас всё хорошо видит.
4.Су Джок-терапия и автоматизация звука Ж в чистоговорках.…
Логопед: Ребята, принесите мячики.
Логопед: С помощью этих мячиков мы покажем здоровьесберегающую технологию
Су Джок-терапия, которая поможет нам в развитии речи..
-Дети быстро снимают чешки и садятся на коврики, катая мячики руками и ногами, называют чистоговорки.
Чистоговорки:
Жа-жа-жа-жа- – дети встретили ежа; катать мяч руками сверху вниз, до живота.
Жи-жи-жи-жи- под кустом живут ежи; катать мяч вправо-влево руками по животу.
Жу-жу-жу-жу- молока налью ежу; катать мяч правой ногой вперед-назад.
Жо-жо-жо-жо- осенью в лесу свежо;катать мяч левой ногой вперед-назад..
(Дети складывают мячи в корзинку).
5.Работа с пиктограммами.
–Открываются шторы. На полу стоит чемодан с пиктограммами.
Логопед: Какой чудесный чемодан! Посмотрим, что в нём?
(Дети подходят к чемодану. Кто-нибудь из детей открывает его.)
Логопед: Да это же пиктограммы! А вы знаете, что это такое?
Дети: Это рисунки. Это схемы…
Логопед: Правильно. Пиктограмма – это рисунок с зашифрованным заданием.
(Достает первую пиктограмму «Язык»)
Логопед: Ребята, догадайтесь, что означает эта пиктограмма?
(Дети высказываются).
Логопед: Ребята, кто понял, что означает эта фигура? (Дети : Язык.)
Что будем делать? ( Дети отвечают).
Правильно. С помощью этой пиктограммы мы покажем технологию биоэнергопластика, применяемую при выполнении артикуляционной гимнастики.
Артикуляционные упражнения с движением кистей рук.
- «Качели»-кисть руки вверх-вниз-12-15 раз.
- «Лошадка»-быстрое движение кистей рук вверх-вниз(30 секунд).
- «Маятник»-кисть руки вправо-влево-12-15 раз.
- «Индюк»-махать одновременно обеими кистями рук и топать ногами.(25 сек.)
- «Лопата» – показать обе ладони пальцы прямые.Держать 5сек.
Логопед: Дети, найдите2-ю пиктограмму.
(Дети показывают рисунок «Книга»). Догадайтесь, что будем делать?
Сейчас наши дети прочитают по ролям стихи «Я красиво петь могу».
Я красиво петь могу
Однажды я, разгорячась,
Воды холодной выпил всласть,
Потом мороженое съел
И …захрипел, и засипел…
Стал голос тихим и больным,
Как будто вовсе не моим!
Играли как-то мы в хоккей-
Кричал я громче всех друзей!
Потом по грудь в сугроб залез
И голос мой совсем исчез.
С тех пор кричать я перестал,
Воды холодной пить не стал,
Не прихожу домой в снегу,
Зато красиво петь могу!
Дети достают 3-ю пиктограмму «Зарядка».
Логопед: Угадайте, какое задание здесь зашифровано?
Дети: Зарядка.Физкультура.
Логопед: А кто в нашем садике проводит с вами зарядку и физкультурные занятия, подвижные игры.
Дети: Екатерина Игоревна.
Логопед: Екатерина Игоревна покажет с ребятами технологию развития общеймоторики в виде подвижной игры «Горошина» и координации речи с движением «Дедушка Рох».
Подвижная игра «Горошина»
По дороге Петя шел – ребенок с фитболом внутри круга движется противоходом.
Он горошину нашёл – на слово «нашел» передает фитбол ребенку.
А горошина упала – дети останавливаются, руки вверх.
Покатилась и пропала – «горошина» выбегает из круга и катит фитбол между детьми змейкой.
Ох,ох,ох,ох! – ведущий выбирает следующего и передает мяч ему.
Где-то вырастет горох ! – ребенок, получивший мяч, выходит в круг и поднимает его над головой.
Координация речи с движением.
Дедушка Рох.
Дедушка Рох
Посеял горох, – дети на фитболах стучат пальцами по коленям и покачиваются на
мячах.
Землю пахал,
Тяжко вздыхал, – скребут пальцами по мячу и наклоняются влево – вправо.
Когда убирал,
Пот утирал. – вытирают лоб тыльной стороной ладони, поворот влево-вправо.
Когда молотил,
По пальцу хватил. – стук кулаками по коленям, поднимая и опуская пятки,
прокатывать мяч вперед-назад.
Зато, когда ел,
Язык проглотил – руки ко рту, покачивая фитболом.
До того было вкусно! – ноги вперед – в стороны на пятки, поднять руки вперед –
– в стороны, большие пальцы вверх.
–Логопед: хвалит детей за ловкость и предлагает отдохнуть и расслабиться.
-Сейчас мы покажем технологию релаксация в видесамомассажа лица и шеи,
а также применение древневосточных жестов – мудр.
Самомассаж лица и шеи.
(Выполняется сидя на ковре по – турецки)
На полянку, на лужок – растяжка от середины лба к вискам.
Тихо падает снежок – нежно промакивать лицо и шею пальцами.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки – гладить лицо от переносицы к вискам.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш снежок – круговые движения ладоней.
Пляшут все снежинки,
Белые пушинки – пальцы бегают по всему лицу и по шее.
Логопед: а теперь сделаем мудру «Морской гребешок», она придаст нам силы. Сделаем мудру« Знание», произнесем: «Ммммммм….».
– Вспыхивает яркий свет (в виде разноцветных пятен).
–Появляется инопланетянин Айлу.
Инопланетянин: спасибо ребята, я узнал много нового, научился говорить на вашем прекрасном русском языке гораздо лучше! (Говорит плавно ).
-Открывается занавес.
(На сцене: детские музыкальные инструменты, игрушки, медведь и обезьяна,
кубики-модули красного, синего, желтого, зелёного цветов, на кубиках –береты. Колпачки, банты, звёзды соответствующих цветов).
Музыкальный руководитель:Здравствуйте!
Инопланетянин: Здравствуйте! Как здесь интересно! Какие необычные предметы!
(Берет в руки 1-2 музыкальных инструмента).
У них тоже есть голос? Они умеют разговаривать?
(Дети высказываются).
Музыкальный руководитель: Сейчас мы покажем ритмодекламацию «Дождь и кошка» с использованием методики музыкотерапевтаТ.А. Боровик. Вы увидите, как ребята с помощью музыкальных инструментов украсят речь и сделают её более выразительной.
( Детям предлагается по желанию инсценировать или озвучивать с помощью музыкальных инструментов стихотворение «Дождь и кошка».)
Дождь и кошка.
Крупные капли стучали по крыше.
Глядя на мокрые нитки дождя.
Кошка решила, что свесили мыши
Хвостики с неба.
И, чуть погодя, хищница – прыг из окна,
У калитки плюхнулась в лужу!
А кто виноват?
Глупая кошка промокла до нитки,
Фыркнула и – побежала назад.
Инопланетянин: Как красиво вы играли и читали стихи! Мне очень понравилось!
(Подходит к игрушкам, берёт одну)
– Какой необычный землянин! Здравствуйте! А почему он не отвечает?
(Дети поясняют)
Музыкальный руководитель: Попробуем научить их смеяться.
А поможет нам в этом дыхательно –голосовая игра « Все игрушки любят смех».
(Предлагает разделиться на 2 группы-«Мишки» и «Мартышки», напоминает, что надо правильно брать дыхание)
Инопланетянин: Как это – правильно брать дыхание?
(Дети объясняют).
Инопланетянин: Дети, а вы умеете смеяться?
(Дети смеются).
-Проводится дыхательно-голосовая игра «Все игрушки любят смех».
Все игрушки любят смех-ха-ха-ха!
Это хаханьки для всех –ха-ха-ха!
Нам смешинка в рот попала –ха-ха-ха!
И в животике застряла – ха-ха-ха!
Мишки весело хохочут-ха-ха-ха!
Низким голосом грохочут-ха-ха-ха!
И мартышки верещат –ха-ха-ха!
Тонким голосом пищат –ха-ха-ха!
(Нажать на «мешочек со смехом»)
Инопланетянин смеётся.
Я научился смеяться! Вижу вы хотите устроить праздник, приготовили наряды.
(обращает внимание на головные уборы, предметы разного цвета).
Дети объясняют, что это для игры «Угадай-ка»
Проводится музыкально – дидактическая игра «Угадай-ка»:
Ребёнок по желанию выбирает головной убор, или предмет и пропевает знакомую скороговорку – песенное творчество, в соответствии с цветом предмета: зелёный цвет – используя разный темп, красный цвет – используя разные эмоции, синий – используя разную динамику (форте, пиано), жёлтый – используя разные музыкальные штрихи (стоккато, легато) . Дети угадывают: какой темп, эмоцию, или музыкальный штрих использовал ребёнок.
-Последним играет инопланетянин. Он поёт скороговорку плавно и выразительно.
Скороговорки.
1.Тише, мыши! Кот на крыше, а котята еще выше.
2.Шапка да шубка – вот и весь Мишутка!
Музыкальный руководитель хвалит инопланетянина.
Инопланетянин: Я очень рад знакомству с вами, земляне.
Вы научили меня красиво говорить на русском языке.
Давайте, ребята, все вместе беречь…( Дети складывают из букв слова «русскую речь!»)
А теперь устроим карнавал! (Дети надевают головные уборы и идут по залу пританцовывая – танцевальное творчество)
(Звучит музыка « Карнавал»)
Логопед: Айлу, Мы приглашаем тебя познакомиться с нашим детским садом!