автор: Ануфриев Александр Анатольевич

Педагог дополнительного образования ФГБОУ МДЦ “Артек”

Морской каякинг как программа дополнительного образования детей

 

Ануфриев А.А.

педагог дополнительного образования

Управление физической культуры спорта и туризма,

Международный детский центр «Артек»,

(Г. Ялта, Республика Крым)

 

Морской каякинг как программа дополнительного образования детей

 

            Аннотация: Занятия немоторизованными водными видами спорта в море оказывают положительное влияние на здоровье обучающихся. В ходе реализации дополнительных общеобразовательных программ по-морскому каякингу педагогический и тренерский состав ставит перед собой ряд обучающих, воспитательных и развивающих задач для становления физических и морально-волевых качеств, содействия оздоровлению и укреплению здоровья детей

Ключевые слова: морской каякинг, гребля, водные виды спорта, оздоровительные технологии 

ВВЕДЕНИЕ

Немоторизованные водные виды спорта, требующие физических нагрузок, такие как плавание, подводное плавание с аквалангом, каякинг, парусный спорт и серфинг, становятся все более популярными в средиземноморских морских охраняемых зонах. Актуальной темой для исследователей остается изучение взаимосвязи между этими видами водного спорта с психологическим и физическим здоровьем обучающихся. Все их результаты свидетельствуют о том, что занятия немоторизованными водными видами спорта в море оказывают положительное влияние на здоровье практикующих. Данные программы позволяют развивать физические и морально-волевые качества, содействовать оздоровлению и укреплению здоровья детей, прививать заботу об экологии в процессе занятия греблей и морских походов.

Гребля – это вид двигательной деятельности, который протекает одновременно в двух средах – водной и воздушной, на естественных и искусственных водоемах, при разных погодных условиях, что делает ее средством оздоровления, закаливания, повышения силы и выносливости, а также средством активной разрядки. Выполняя циклически повторяющиеся напряжения мышц, преодолевая сопротивление водной и воздушной среды, гребец увеличивает свою силовую выносливость и силу, стимулирует улучшение кровотока в капиллярах и улучшает дыхание тканей.

Существует много разновидностей каякинга:

  • Гребной слалом – является олимпийским видом спорта, в рамках которого нужно преодолеть слаломную трассу, которая состоит из нескольких ворот. Данную трассу нужно пройти на время.
  • Сплав – это прохождение технически сложных участков рек. В зависимости от сложности сплав можно разделить на экстремальный, экспедиционный и игровой. При экспедиционном и экстремальном сплаве можно отправиться на каяке в водный поход по реке любой сложности.
  • Игровые сплавы проводятся на небольшом отрезке горной реки, где есть отдельные препятствия в виде бочек, валов и водопадов.
  • Морской каякинг – катание по крупным озерам и морям на специальных морских каяках – сияках.
  • Фристайл – это выполнение акробатических трюков на гладкой воде, речном валу или бочке.
  • Родео – это экстремальный вид фристайла, когда бочка или вал по своей силе намного превосходит умения каякера. Главная задача – продержаться в ней как можно дольше, а потом освободиться от нее.
  • Сноукякинг – это катание на лодках зимой с горки.
  • Басеинг – это тренировки в бассейне. В России обычно проходят зимой. Такие тренировки проводятся почти во всех крупных городах. Они замечательно подходят для первого знакомства с лодкой и обучения азам.

Программы дополнительного образования по освоению техники морского каякинга набирают свою популярность в морских центрах и спортивных школах нашей страны не только как спортивная дисциплина, но и как технология оздоровления и психологической разгрузки обучающихся различных групп здоровья. Данный вид привлекает обучающихся также за возможность единения с природой в ходе морских прогулок по морской акватории.

В ходе реализации дополнительных общеобразовательных программ по морскому каякингу педагогический и тренерский состав ставит перед заданиями ряд задач по направлениям:

Обучающие:

  • формировать умение правильно держать весло и определять свой правильный хват на весле;
  • формировать умение держать равновесие в каяке;
  • обучить технике гребли;
  • формировать умение управлять каяком.
  • Развивающие:
  • способствовать развитию общефизических качеств (силы, выносливости);
  • способствовать развитию специфической координации, в основе которой лежат особые виды глубокой мышечной чувствительности: «чувство» воды, лодки, упора весла в воде, темпа, ритма, дистанции движения;
  • способствовать развитию навыков командной работы.

Воспитательные:

  • способствовать формированию активной жизненной позиции, нравственных и морально-волевых качеств;
  • воспитывать трудолюбие и целеустремленность;
  • воспитывать бережное отношение к природе и окружающей среде.

 

ТЕХНИЧЕСКАЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Техническая подготовка обучающихся начинается с вводных занятий, где изучается техника безопасности на тренировке и на воде, определение уровня знаний обучающихся, история гребных видов спорта, а также строение каяка и дополнительное оборудование. Терминология. В ходе соответствующих уроков воспитанники на практике закрепляют навыки: держание весла (определение ширины хвата, положение рук в процессе гребка), посадка в каяк (с низкого причала, с берега), положение гребца в каяке.

Следующая теоретическая тема занятий «Виды гребков. Техника выполнения гребков», в ходе которых предусматривается общая и специальная разминка, удержание крена, переворот и посадка с воды при опрокидывании Обучающиеся запоминают виды гребков (прямой и дуговой гребки) и положение тела гребца при выполнении гребков. 

На последующих уроках воспитанники закрепляют правила управления каяком: управление педалями, подруливание с кормы, поворот дуговым гребком, поворот креном, подтягивание, обратный гребок, тренировочные и подводящие упражнения.

Следующий модуль занятий следует посвятить повторению изученного материала. Обучающиеся должны знать: положение гребца в каяке вовремя опрокидывания, опрокидывание в каяке без юбки и с юбкой, отстрел юбки и выталкивание с каяка. Завершающим этапом повторения является выход юных каякеров в акваторию моря.

Следующий теоретический этап занятий должен быть посвящен изучению процесса посадки в каяк с воды, отлива воды с каяка вдвоем, в том числе с помощью весельного поплавка, посадка в каяк с помощью другого каякера и самостоятельная посадка. 

Следующей дисциплиной к изучению предлагается изучение морских узлов и их применение. 

В ходе итогового занятия по изученным дисциплинам преподавательским и тренерским составом программы проводится тестирование и заплыв по акватории «Артека».

 

Список литературы:

  1. Бовталенко, Д. И. Оздоровительные технологии в водных видах спорта / Д. И. Бовталенко // Состояние, проблемы и пути совершенствования спортивной и оздоровительной тренировки в водных видах спорта : материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 100-летию образования государственного органа управления в сфере физической культуры и спорта, Казань, 05 мая 2023 года / Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. – Казань: Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2023. – С. 43-47. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_54007509_65517709.pdf 
  2. Гребля на байдарках и каноэ: технические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и другим спортивно-технологическим средствам / Сост. В. А. Королев и др. – Москва: Советский спорт, 2017. Ползикова, Е. В. Перспективы развития каякинга в России / Е. В. Ползикова, Е. Л. Заднепровская // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. – 2017. – Т. 1. – С. 242-246. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_30013582_54466836.pdf  
  3. Милеев А. В. Основы спортивной тренировки гребли на байдарках и каноэ: учебное пособие для студентов / Милеев А.В. – Самара: ПГСГА: Порто-принт, 2016 Ползикова, Е. В. Перспективы развития каякинга в России / Е. В. Ползикова, Е. Л. Заднепровская // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. – 2017. – Т. 1. – С. 242-246. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_30013582_54466836.pdf