автор: Антипова Оксана Викторовна

Старший воспитатель МБДОУ “Детский сад “Теремок” Залегощенского района Орловской области

Организация и методика работы с детьми раннего возраста над воспитанием звуковой культуры речи

Организация и методика работы с детьми раннего возраста  над воспитанием звуковой культуры речи

Антипова О.В., старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Теремок» Залегощенского района Орловской области

Воспитание звуковой культуры речи занимает важное место в системе работы по обучению детей родному языку. В процессе воспитания звуковой культуры речи ребенок учится правильно произносить все звуки, достаточно громко отвечать на занятиях и в повседневном общении, говорить выразительно, не торопясь.

В раннем  возрасте у детей значительно улучшается подвижность артикуляционного аппарата (мышцы языка, губ, нижней челюсти), совершенствуется речевой слух, работа голосового аппарата.

Дети усваивают многие звуки, учатся говорить достаточно громко и ясно, но в этом возрасте ярко выражено и несовершенство звуковой стороны речи.

Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного

и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи).

Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха.

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

  1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:
  • звуковысотный слух;
  • слуховое внимание;
  • фонематический слух;
  • восприятие темпа и ритма речи.
  1. Формировать произносительную сторону речи:
  • развивать артикуляционный аппарат;
  • работать над речевым дыханием;
  • воспитывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;
  • вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т.е. хорошую дикцию;
  • формировать нормальный темп речи, т.е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.
  1. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
  2. Воспитывать интонационную выразительность речи, т.е. умение точно выражать мысли, чувства и настроения с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Воспитатель должен иметь представление об основных нарушениях речи (например, носовой оттенок произношения слов, заикание), для того, чтобы своевременно выявив их, направить ребенка к специалисту.

Основной задачей воспитания звуковой культуры речи у детей третьего года жизни является обучение их в первую очередь правильному произношению звуков, отчетливому и внятному произношению слов. Поэтому большая часть заданий должна быть направлена на уточнение

и закрепление правильного произношения звуков. Звуки даются

в определенной последовательности, с учетом артикуляционной трудности их произношения. В этом возрасте уточняется произношение почти всех звуков русского языка.

На основе констатирующего эксперимента необходимо выявить, что дети не только неправильно произносят звуки, но и нередко имеют общую смягченность речи (за счет мягкого произношения некоторых твердых согласных звуков),

Часто не договаривают окончания, сокращают или искажают многосложные слова (опускают звуки, слоги), не всегда могут правильно повторить трехсложные и более длинные слова.

На занятиях по развитию речи, да и в повседневном общении нужно  приучать детей ясно и отчетливо произносить слова, точно сохраняя

их слоговую структуру. При общей смягченности речи обращать внимание на правильность произнесения твердых согласных. Однако, чтобы научить детей правильно произносить звуки, отчетливо и ясно произносить  слова, пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость и скорость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности), нужно учить прежде всего их слышать и внимательно слушать речь окружающих, т.е. развивать слуховое восприятие. Например, используя различные музыкальные инструменты или другие предметы, которыми можно произвести звуки (бумага, ложка, барбан, дудка и т.д.).

Развитие слухового восприятия – важная предпосылка для формирования звуковой стороны речи.

Голосовой аппарат детей третьего года жизни еще не достаточно окреп. Дошкольники не всегда умеют правильно им пользоваться, часто говорят тихо (или наоборот, крикливо), не умеют говорить шепотом, когда этого требует обстановка. Поэтому следующая задача, которая стоит перед воспитателем – научить детей пользоваться голосом с различной силой (говорить громко, умеренно, тихо), т.е. развивать у детей голосовой аппарат. Для этого можно использовать парные игрушки разных размеров (большая и маленькая собачки, барабан, дудочка и другие игрушки, звук которых можно имитировать). Взрослый показывает ребенку двух собачек и говорит: “Бежит большая собачка. Как она лает? А маленькая? (тихо или громко) и т.д.”.

На третьем году жизни дети начинают широко пользоваться фразами, состоящими из трех-четырех и более слов, учатся, отвечая на вопросы, рассказывать об увиденном и услышанном. Начиная с этого возраста, нужно учить  детей пользоваться умеренным темпом, т.е. говорить,

не торопясь. Наша речь не всегда произносится в едином темпе,

поэтому необходимо обращать внимание детей на то, что слова можно произносить быстро и медленно. Ускорение и замедление речи является неотъемлемой частью интонационной выразительности.

Приучая детей менять силу голоса, темп речи, тем самым подготавливаем их к правильному использованию в дальнейшем интонационных средств выразительности.

Речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произношение слов и фраз. Для произношения ряда звуков ([в], [ф], [з], [с] и др.) требуется не только правильное прохождение воздушной струи, но и достаточной силы выдох. У детей третьего года выдох,

как правило, ослаблен, укорочен. Поэтому им трудно произносить некоторые фрикативные звуки ([с], [з]).

Развитие речевого дыхания на данном этапе сводится к проведению определенной подготовительной работы. Задача ее заключается в том, чтобы научить детей свободно, долго, плавно произносить выдох через рот (некоторые дети при дутье на ватку, при произнесении гласных звуков одновременно производят и выдох через нос). Здесь можно представить, что кусочек ваты – это снежинка. Предложить сдуть снежинку с ладошки.

Таким образом, воспитание звуковой культуры речи у детей третьего года жизни должно быть направлено на усвоение, закрепление правильного произношения звуков, на выработку отчетливого и внятного произношения слов и фраз, на развитие слухового восприятия, на укрепление артикуляционного и голосового аппарата.

В первой младшей группе занятия по развитию звуковой культуры речи нужно проводить  не реже одного – двух раз в месяц. Кроме того, два – три упражнения давать как часть занятия по развитию речи. Их длительность

от 2-3 минут до 4-5 минут. Некоторые разделы звуковой культуры речи нужно включать в содержание занятий, решающих иные задачи развития речи, например, обращать внимание на выразительность и громкость голоса при чтении потешек.

В зависимости от поставленных задач, занятия по развитию звуковой культуры речи могут состоять из двух или трех частей. Например, в первую часть занятий можно включать задания, направленные на уточнение

и закрепление правильного произношения звуков; во вторую (а также

в третью) часть – игры и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия, на словопроизношение, на развитие голосового апппарата. Некоторые занятия почти целиком могут быть направлены на повторение пройденного материала.

Формирование правильного произношения звуков является одним

из ведущих разделов в воспитании звуковой стороны речи. Чтобы научить детей правильно произносить звуки в словах и фразах, необходимо, прежде всего, уточнить и закрепить их произношение в изолированнном виде,

в несложных звукосочетаниях.

Работу над формированием правильного звукопроизношения следует начинать с освоения простых звуков (гласных, согласных [м], [п], [б], [т], [д] и т.д.), хотя большинство детей третьего года жизни уже умеет их правильно произносить. Эта работа важна, так как наряду с развитием артикуляции происходит подготовка к усвоению более сложных звуков.

Для уточнения и закрепления различных звуков в качестве речевого материала на данном возрастном этапе нужно использовать звукоподражание;  связать звук или звукоподражание с каким-нибудь образом (звук [у] с гудком паровоза, [тук-тук] – стучит молоточек, [га-га-га] – кричит гусь).

При закреплении звуков в словах  необходимо обращать внимание

не только на правильность их произношения, но и на четкость, внятность произношения всего слова в целом. Для этого в качестве речевого материала сначала подбираем  слова, которые дети произносят без особого труда, слова с открытыми слогами или односложные слова, типа: дом, кот, Катя, лиса и т.д.

Дальнейшее закрепление звуков осуществляется во фразовой речи.

Дети произносят небольшие фразы, насыщенные определенными звуками, повторяют вслед за воспитателем потешки или отдельные строчки из них.

Формирование правильного звукопроизношения осуществляется, прежде всего, за счет хорошо развитого слухового восприятия, поэтому очень важно научить детей слышать окружающую речь, слышать и отличать различные звуки.

Для развития слухового восприятия  нужно использовать упражнения

на соотнесенность звукоподражания с определенными объектами, учить детей различать на слух близкие и далекие по звучанию звуки

и звукосочетания.

Для развития голосового аппарата в качестве подготовительных упражнений дети выполняют задания, в которых требуется произносить одни и те же звуки и звукосочетания с различной громкостью.

Можно спросить у детей, как сигналит большая машина? А маленькая?

Подготавливая детей к правильному использованию речевого дыхания, очень важно научить их плавно и продолжительно выдыхать воздух через рот.

Чтобы выработать плавный продолжительный выдох, следует предлагать детям такие задания: подуть на какой-нибудь предмет /ватку, султанчики/ (упражнения делаются в игровой форме: сдуть “снежинки”, сделать “ветерок”).

Для выработки продолжительного выдоха полезно предлагать задания

на протяжное и длительное произношение отдельных гласных звуков (дети поют песенку [уууу…]).

Особое внимание нужно обращать на слитное произнесение детьми двух гласных звуков, например, типа [ау-ау], [уа-уа].

Приучать произносить эти звуки на одном выдохе, плавно переходить

от произношения одного звука к другому.

Занятия с детьми третьего года жизни по возможности  проводить в игровой форме, создавать игровые ситуации.