Автор:
Аношина Екатерина Валерьевна
воспитатель ГБДОУ детский сад №39 Красносельского района г. Санкт-Петербурга
Лазарева Елена Сергеевна
воспитатель ГБДОУ детский сад №39 Красносельского района г. Санкт-Петербурга
МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Стремительное развитие информационных технологий в XXI веке привело к тому, что длительное погружение в медиа-пространство стало неотъемлемой частью жизни современного ребенка. В связи с этим возникла проблема неконтролируемого контакта детей с потоком медиа при отсутствии педагогического сопровождения.
Согласно результатам социологического исследования, проведенного А.А. Немирич в апреле 2011 года, наиболее предпочтительным видом медиа для обучения и воспитания детей дошкольного возраста является мультипликационный фильм [3].
Мультипликационный фильм, когда он выступает как произведение искусства, создаваемое в соответствии с особенностями ситуации развития ребенка в данном возрасте, обладает высоким воспитательным потенциалом. Сюжеты мультфильмов и образы персонажей могут являться трансляторами нравственных норм и ценностей. Содержание некоторых мультфильмов обращает внимание детей на серьезные проблемы, несущие в себе моральный смысл и глубокие переживания. Весь этот нравственно-развивающий потенциал мультфильма может быть использован в системе нравственного воспитания дошкольников, поскольку рассматриваемый возрастной период характеризуется интенсивным становлением нравственных установок и чувств.
Вместе с тем, как отмечают эксперты, в настоящее время достаточно высок риск выхода на экраны мультфильмов, не соответствующих эстетическим и нравственным эталонам, пропагандирующих ложные идеалы, являющихся источником детской агрессии, страхов и деформации личности. За поверхностной веселостью, развлекательностью скрываются антинравственные стереотипы поведения, размытые цели и ориентиры. Несмотря на то что в большинстве случаев данный вид медиа-продукции действует бессистемно, неорганизованно, хаотично, он оказывает сильное влияние на нравственное становление личности дошкольника, занимая значимое место в общей системе факторов его социализации.
Становится ясным, что без педагогического осмысления данной ситуации некоторые стороны развития детей дошкольного возраста могут стать неуправляемыми и бесконтрольными. Более того, если брать во внимание аспект положительного воздействия мультфильма, то при отсутствии педагогического сопровождения мы теряем возможность сделать данный процесс эффективным фактором социализации. В соответствии с обозначенной проблемой мы поставили следующие задачи:
1) Выделить критерии отбора мультипликационных фильмов для решения задач нравственного воспитания детей 5–7 лет;
2) Исследовать возможности процесса педагогического сопровождения контакта ребенка с мультфильмом.
3)Проанализировать научные подходы к проблеме исследования, обосновать содержание и сущность понятий «нравственное воспитание», «нравственное поведение».
4) Выявить особенности и первоначальный уровень развития нравственного поведения детей̆ старшего дошкольного возраста при использовании мультипликационных фильмов в соответствии с программными требованиями.
5) Разработать и апробировать фильмотеку по воспитанию нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста.
6) Определить эффективность педагогических условий по развитию познавательной активности.
В силу возрастных особенностей дошкольник не в состоянии критически относиться к увиденному. Восприятию ребенка данного возраста свойственны наивно-реалистический характер и фрагментарность, в то время как педагогическое сопровождение вносит в детское восприятие осознанность, вербальность и способствует адекватной интерпретации художественных образов [2].
В качестве критериев отбора мультфильмов с точки зрения их пригодности для использования в качестве средства нравственного воспитания детей мы предположительно выделили следующие аспекты:
– эмоциональную насыщенность и богатство нравственной проблематики мультфильма;
– соответствие структуры текстов возможностям детского восприятия и понимания, соотнесенность их с детским опытом и пережитыми событиями;
– динамизм фильма, остроту и экспрессивное развитие сюжета, увлекающие ребенка события, побуждающие к мысленно чувственному включению в ситуацию фильма и одновременно ставящие перед нравственными проблемами, ситуациями выбора и принятия решения;
–красочность, оригинальность, экспрессивность и индивидуальность представления героев, запоминающийся характер их образов, яркость и эстетичность проявления их характерологических черт;
– убедительную демонстрацию полезных привычек, благородных поступков, идей дружбы, единения и взаимопомощи, пробуждающих включение механизма идентификации с героем.
Мы предполагаем, что мультипликационный фильм может выступать как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста, если при его просмотре, восприятии, обсуждении со сверстниками и взрослыми возникают условия для усвоения нравственных представлений, понятий, норм, отношений, оценок и привычек[1].
Большую сложность для детей 5–7 лет составляет оценка содержания сюжета мультфильма в силу возрастных особенностей его восприятия. Для разрешения этой трудности необходимо использовать интерактивные приемы (когда ребенок должен оценить поведение героя: согласиться или поспорить с автором сюжета; объяснить причины неправильных, по его мнению, поступков героя; поддержать героя, посочувствовать ему или же оправдать его).
Различие реакций детей на подобные ситуации позволило сделать предположение о зависимости влияния мультфильма на ребенка от степени активности и избирательности юного зрителя в момент восприятия происходящего на экране. Обращая внимание ребенка на ту или иную проблемную ситуацию, несущую нравственный смысл, мы пытались помочь дошкольнику разобраться в том, каким нормам морали соответствует поступок, какие правила поведения нарушает (выполняет) герой, проявление каких нравственных (безнравственных) качеств является решающим в той или иной ситуации.
Использование данного приема сопровождалось анализом содержания высказываний детей, оценкой того, насколько они понимают нравственные смыслы и ценности; легко ли ребенок может перенять нравственные поступки, конфликты, коллизии.
Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что при восприятии мультфильма в сферу внимания детей с различными уровнями интеллектуального и эмоционального развития попадают, соответственно, различные по степени выраженности, эмоциональной насыщенности фрагменты фильма. [4].
Список использованной литературы
- Гундорова И.В. Проблема «телевидение и дети» в вопросах и ответах / детский сад от а до я. 2010. № 2. С. 133–141.
- Корепанова М.В., Сигитова И.А., Поликарпова А.О. [и др.]. Технологии комплексного подхода к социально-личностному развитию дошкольников / Начальная школа плюс до и После. 2012. № 6. С. 7–12.
- Немирич А.А. дошкольное медиаобразование в России: анализ мнений экспертов / дистанционное и виртуальное обучение. 2012. № 3. С. 25–33.
- Смирнова Е.О. особенности общения с дошкольниками. М. : Академия, 2000.