автор: Андреева Инна Робертовна
учитель-логопед МБОУ СОШ №29 г. Сургут
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда
Использование здоровьесберегающих технологий
в работе учителя-логопеда
Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.
Артур Шопенгауэр
За последние десятилетия отмечается неуклонный рост числа детей с нарушениями речи как локального, так и системного характера. На этот процесс оказывает влияние такие факторы, как ухудшение экологической и социальной обстановки в обществе, улучшение методов выхаживания глубоко недоношенных детей и детей после родовых осложнений. Известно, что даже минимальные мозговые дисфункции неизбежно ведут к нарушению в развитии высших психических функций, включая речь.
По данным ряда исследований, у детей с речевой патологией отмечаются особенности психического и физического развития.
Особенности физического развития:
- нарушение дыхания и голосообразования;
- нарушение общей и мелкой моторики;
- расторможенность или заторможенность мышечного напряжения;
- заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
- нарушение темпоритмической организации движений
Особенности психического развития:
- нарушение оптико-пространственного праксиса;
- неустойчивое внимание;
- низкий уровень слуховой памяти;
- задержка развития воображения;
- отставание в словесно-логическом мышлении
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными обучающимися. Именно поэтому в своей работе я активно использую здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся (Никита Константинович Смирнов).
На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения в коррекционной работе — оптимизация процесса коррекции речи, обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей.
Задачи:
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- повышать адаптивные возможности детского организма
Использование здоровьесберегающих технологий способствует:
- развитию общей и мелкой моторики;
- развитию артикуляционного аппарата;
- совершенствованию речевого дыхания и силы голоса;
- развитию связной речи;
- совершенствованию психических функций;
- повышению способности к произвольному контролю;
- улучшению общего эмоционального состояния;
В практической деятельности выделяется 3 вида современных здоровьесберегающих технологий:
1.Технология сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная, расслабляющая.
2.Технология обучения здоровому образу жизни: проблемно – игровые (игротерапия, игротренинги), коммуникативные игры, массаж, точечный массаж.
3.Коррекционные технологии: кинезиология, технология воздействия цветом, технология коррекции речи, психогимнастика, фонетическая ритмика, артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, су – джок терапия.
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, как традиционные, так и нетрадиционные для нее методы и приемы смежных наук. помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.
Остановлюсь лишь на нескольких приёмах здоровьесберегающих технологий, которые я использую в работе.
Развитие мелкой моторики
Система работы по развитию мелкой моторики включает в себя:
- движения, сочетаемые с речью;
- игры с мячом;
- упражнения для развития мыслительных способностей через определенные движения (кинезиологические упражнения);
- подготовка к письму профилактика дисграфии
Наукой доказано, что движения пальцев рук, стимулирует деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Поэтому постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Активно использую игры с мячами: малыми, большими, массажными. Эти игры развивают не только мелкую моторику, но и общую моторику, ориентировку в пространстве, глазомер, ловкость и быстроту реакции.
Помимо использования пальчиковой гимнастики, массажа и самомассажа пальцев рук, штриховки, графических диктантов в своей деятельности я активно применяю кинезиологические упражнения.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей посредством определенных двигательных упражнений. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. В своей практике я активно использую нейротренажёры. Нейротренажер «Умная восьмёрка».
1) Упражнение с одним шариком.
— Держим тренажер перед собой, помещаем один шарик в желобок, медленно прокатываем шарик по всей траектории в одну сторону, потом в другую.
Вариации:
Соединяем речь и движение. Нужно катать шарик в желобке и одновременно произносить вслух стихотворение или скороговорку. Ритм скороговорки или стихотворения синхронизируется с дыханием, это важно для развития речи.
2) Изменение траектории движения по заданному сигналу.
Сигналом может быть, как и просто хлопок в ладоши, так и слово или смысловое значение.
3) Накладывать работу с тренажером на шаги. Двигаем шарик по восьмерке и одновременно делаем несколько шагов вперед, вправо и т.д.
Можно просто передвигаться по заданному маршруту (например, по периметру комнаты).
А можно давать речевую инструкцию (сделай шаг вперед, два назад и т.д.)
Можно давать инструкцию сразу на весь маршрут, ребенок должен его запомнить и правильно выполнить с тренажером в руках.
4) Усложнением для любого упражнения является выполнение с закрытыми глазами.
Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика.
Дыхательные упражнения способствуют развитию речевого дыхания, что играет большую роль в воспитании правильной речи.
Помимо традиционных дыхательных упражнений в своей практике я использую компьютерную программу «БОС» автор академик, физиолог Санкт-Петербургского Института Биологической Обратной Связи Александр Афанасьевич Сметанкин. Уникальность данного метода – возможность обучения ребенка саморегуляции. Обратная связь, являющаяся основой данного метода, значительно облегчает процесс обучения физиологическому контролю. Компьютерный тренажёр посредством различных анимационных сюжетов делает доступной для детей информацию, в обычных условиях ими не воспринимаемую. Новый сформированный тип диафрагмально-релаксационного дыхания используется для обучения ребенка новым навыкам артикуляции, голоса, речи. В результате проведённой работы у детей отмечается положительная динамика:
- Нормализовались физиологические показатели частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, длительности выдоха вне речи и, что особенно важно, во время речевых нагрузок.
- Улучшилось качество речевого дыхания (исчезло придыхание, выдох стал более длительным, плавным и равномерным), фонации (устранилась твердая атака голоса), артикуляции (стала более пластичной, четкой и координированной).
- Сократился период автоматизации поставленных звуков.
- Наблюдается положительная динамика со стороны общего состояния: дети стали более спокойными, устранено избыточное психоэмоциональное и мышечное напряжение, уменьшился уровень невротизации и тревожности, в том числе и речевой, повысилась самооценка.
Таким образом, использование метода биологической обратной связи имеет ряд положительных моментов, выгодно отличающих его от обычного комплекса логопедических методик: значительно повышает эффективность занятий за счет высокой эмоциональной заинтересованности ребенка, позволяет быстрее устранить речевые нарушения, расширяет возможности логопедической работы.
Артикуляционная гимнастика
Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица. Артикуляционная гимнастика может проводиться с показом картинок в сопровождении стихотворной формы, в форме «Сказки о веселом язычке». Она проводится изо дня в день и может утомлять ребенка. В связи с этим на логопедических индивидуальных занятиях включаю новый нетрадиционный вид артикуляционной гимнастики – гастрономической, т.е. с использованием съедобных продуктов.
- Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше.
- Втягивай жевательную мармеладку-спагетти в рот через вытянутые в трубочку губы.
- Ту же длинную мармеладку нужно зажать губами и натянуть рукой.
И надо стараться удержать мармеладку губами!
- Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке.
Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.
- Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка.
- А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами.
- Теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти), зажав один конец между нижними зубами и языком.
- Удержи шарик-конфетку (или из сухих завтраков) в языке, как в чашке.
- Пооблизывай чупа-чупс, когда он сбоку, сверху, снизу.
СуДжок терапия (Су-Джок) – это одно из направлений ОННУРИ медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву.
Я применяю Су-Джок-массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи.
- Пальчиковая игра «Раз – два – три – четыре – пять»
Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Раз – два – три – четыре – пять,
Вышли пальцы погулять,
(разгибать пальцы по одному)
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) .жно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.
2.Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий
Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.
Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот»
- Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания
Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
- Использование шариков при выполнении гимнастики
И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.
1 — руки развести в стороны;
2 — руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;
3 — руки развести в стороны;
4 — опустить руки.
- Использование шариков для звукового анализа слов
Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.
- Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов
На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик — в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
- Использование шариков для слогового анализа слов
Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слог
Таким образом, вариативность использования в работе учителя-логопеда здоровьесберегающих технологий оказывает положительное воздействие на речевое развитие обучающихся, повышает работоспособность, улучшает качество образовательного процесса.



