Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Андреева Инна Робертовна

учитель-логопед МБОУ СОШ №29 г. Сургут

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда

Использование здоровьесберегающих технологий

в работе учителя-логопеда

 

Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.

Артур Шопенгауэр

За последние десятилетия отмечается неуклонный рост числа детей с нарушениями речи как локального, так и системного характера. На этот процесс оказывает влияние такие факторы, как ухудшение экологической и социальной обстановки в обществе, улучшение методов выхаживания глубоко недоношенных детей и детей после родовых осложнений. Известно, что даже минимальные мозговые дисфункции неизбежно ведут к нарушению в развитии высших психических функций, включая речь.

По данным ряда исследований, у детей с речевой патологией отмечаются особенности психического и физического развития.

Особенности физического развития:

  • нарушение дыхания и голосообразования;
  • нарушение общей и мелкой моторики;
  • расторможенность или заторможенность мышечного напряжения;
  • заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
  • нарушение темпоритмической организации движений

Особенности психического развития:

  • нарушение оптико-пространственного праксиса;
  • неустойчивое внимание;
  • низкий уровень слуховой памяти;
  • задержка развития воображения;
  • отставание в словесно-логическом мышлении

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными обучающимися. Именно поэтому в своей работе я активно использую здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся (Никита Константинович Смирнов).

На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения в коррекционной работе — оптимизация процесса коррекции речи, обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей.

Задачи:

 

  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
  • создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка;
  • повышать адаптивные возможности детского организма

 

Использование здоровьесберегающих технологий способствует:

  • развитию общей и мелкой моторики;
  • развитию артикуляционного аппарата;
  • совершенствованию речевого дыхания и силы голоса;
  • развитию связной речи;
  • совершенствованию психических функций;
  • повышению способности к произвольному контролю;
  • улучшению общего эмоционального состояния;

 

В практической деятельности выделяется 3 вида современных здоровьесберегающих технологий:

1.Технология сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная, расслабляющая.

2.Технология обучения здоровому образу жизни: проблемно – игровые (игротерапия, игротренинги), коммуникативные игры, массаж, точечный массаж.

3.Коррекционные технологии: кинезиология, технология воздействия цветом, технология коррекции речи, психогимнастика, фонетическая ритмика, артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, су – джок терапия.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, как традиционные, так и нетрадиционные для нее методы и приемы смежных наук. помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.

Остановлюсь лишь на нескольких приёмах здоровьесберегающих технологий, которые я использую в работе.

Развитие мелкой моторики

Система работы по развитию мелкой моторики включает в себя:

  • движения, сочетаемые с речью;
  • игры с мячом;
  • упражнения для развития мыслительных способностей через определенные движения (кинезиологические упражнения);
  • подготовка к письму профилактика дисграфии

Наукой доказано, что движения пальцев рук, стимулирует деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Поэтому постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Активно использую игры с мячами: малыми, большими, массажными. Эти игры развивают не только мелкую моторику, но и общую моторику, ориентировку в пространстве, глазомер, ловкость и быстроту реакции.

Помимо использования пальчиковой гимнастики, массажа и самомассажа пальцев рук, штриховки, графических диктантов в своей деятельности я активно применяю кинезиологические упражнения.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей посредством определенных двигательных упражнений. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. В своей практике я активно использую нейротренажёры. Нейротренажер «Умная восьмёрка».

1) Упражнение с одним шариком.

— Держим тренажер перед собой, помещаем один шарик в желобок, медленно прокатываем шарик по всей траектории в одну сторону, потом в другую.

Вариации:

Соединяем речь и движение. Нужно катать шарик в желобке и одновременно произносить вслух стихотворение или скороговорку.  Ритм скороговорки или стихотворения синхронизируется с дыханием, это важно для развития речи.

2) Изменение траектории движения по заданному сигналу.

Сигналом может быть, как и просто хлопок в ладоши, так и слово или смысловое значение.

3) Накладывать работу с тренажером на шаги. Двигаем шарик по восьмерке и одновременно делаем несколько шагов вперед, вправо и т.д.

Можно просто передвигаться по заданному маршруту (например, по периметру комнаты).

А можно давать речевую инструкцию (сделай шаг вперед, два назад и т.д.)

Можно давать инструкцию сразу на весь маршрут, ребенок должен его запомнить и правильно выполнить с тренажером в руках.

4) Усложнением для любого упражнения является выполнение с закрытыми глазами.

Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика.

Дыхательные упражнения способствуют развитию речевого дыхания, что играет большую роль в воспитании правильной речи.

Помимо традиционных дыхательных упражнений в своей практике я использую компьютерную программу «БОС» автор академик,  физиолог Санкт-Петербургского Института Биологической Обратной Связи Александр Афанасьевич Сметанкин.  Уникальность данного метода – возможность обучения ребенка саморегуляции. Обратная связь, являющаяся основой данного метода, значительно облегчает процесс обучения физиологическому контролю. Компьютерный тренажёр посредством различных анимационных сюжетов делает доступной для детей информацию, в обычных условиях ими не воспринимаемую. Новый сформированный тип диафрагмально-релаксационного дыхания используется для обучения ребенка новым навыкам артикуляции, голоса, речи. В результате проведённой работы у детей отмечается положительная динамика:

  • Нормализовались физиологические показатели частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, длительности выдоха  вне речи и, что особенно важно, во время речевых нагрузок.
  • Улучшилось качество речевого дыхания (исчезло придыхание, выдох стал более длительным, плавным и равномерным), фонации (устранилась твердая атака голоса), артикуляции (стала более пластичной, четкой и координированной).
  • Сократился период автоматизации поставленных звуков.
  •  Наблюдается положительная динамика со стороны общего состояния: дети стали более спокойными, устранено избыточное психоэмоциональное и мышечное напряжение, уменьшился  уровень невротизации и тревожности, в том числе и речевой, повысилась  самооценка.

        Таким образом, использование метода биологической обратной связи имеет ряд положительных моментов, выгодно отличающих его от обычного комплекса логопедических методик: значительно повышает эффективность занятий за счет высокой эмоциональной заинтересованности ребенка, позволяет быстрее  устранить речевые нарушения, расширяет возможности логопедической работы.

Артикуляционная гимнастика

Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица.  Артикуляционная гимнастика может проводиться с показом картинок в сопровождении стихотворной формы, в форме «Сказки о веселом язычке». Она проводится изо дня в день и может утомлять ребенка. В связи с этим на логопедических индивидуальных занятиях включаю новый нетрадиционный вид артикуляционной гимнастики – гастрономической, т.е. с  использованием съедобных продуктов.

  1. Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше.
  2. Втягивай жевательную мармеладку-спагетти в рот через вытянутые в трубочку губы.
  3. Ту же длинную мармеладку нужно зажать губами и натянуть рукой.

И надо стараться удержать мармеладку губами!

  1. Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке.

Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.

  1. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка.
  2. А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами.
  3. Теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти), зажав один конец между нижними зубами и языком.
  4. Удержи шарик-конфетку (или из сухих завтраков) в языке, как в чашке.
  5. Пооблизывай чупа-чупс, когда он сбоку, сверху, снизу.

 

СуДжок терапия (Су-Джок) – это одно из направлений ОННУРИ медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву.

Я применяю Су-Джок-массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи.

  1. Пальчиковая игра «Раз – два – три – четыре – пять»

Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять,

Вышли пальцы погулять,

(разгибать пальцы по одному)

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) .жно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.

 

2.Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий

Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.

Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот»

  1. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

  1. Использование шариков при выполнении гимнастики

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.

1 — руки развести в стороны;

2 — руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;

3 — руки развести в стороны;

4 — опустить руки.

  1. Использование шариков для звукового анализа слов

Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

  1. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов

На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик — в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.

  1. Использование шариков для слогового анализа слов

Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слог

 

Таким образом, вариативность использования в работе учителя-логопеда здоровьесберегающих технологий оказывает положительное воздействие на речевое развитие обучающихся, повышает работоспособность, улучшает качество образовательного процесса.