автор: Ананьева Наталья Александровна
учитель начальных классов МБОУ “СШ №35” г.Смоленска
“Урок литературного чтения в 4 классе УМК «Гармония» Тема: «Познавательный текст из сборника М. Ильина «Сто тысяч почему»”
Урок литературного чтения в 4 классе
УМК «Гармония», авт. О.В. Кубасова
Тема: «Познавательный текст из сборника М. Ильина « Сто тысяч почему»
Цель: Освоение рационального способа работы с текстами познавательного характера
Задачи: создать условия для:
- овладения способом работы с познавательным текстом;
- развития коммуникативных способностей;
- мотивации детей на дальнейшую работу с познавательными текстами
Тип урока: приобретение новых знаний
Ход урока
Ι. Организационный момент
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте,
И на уроке не зевайте!
Таблицу самооценки заполняйте!
Самооценка ( + или – или + – ) | ||||
1.Разминка | 2.Типы текста | 3.М. Ильин (биография) | 4.Ответ на вопрос | 5.Опыты |
Маленьких детей часто называют ПОЧЕМУЧКАМИ. Почему? (Они задают много вопросов)
Д.з. было необычное: спросить у родителей и записать в тетрадь вопросы, которые задавали вы маленькие. Прочитайте нам.
Вот, сколько много интересных вопросов. Давайте подумаем, почему?
- Речевая разминка
Слайд 2
Прочитайте, меняя логическое ударение (выделяя голосом разные слова).
Напоминаю, что выделенное слово мы произносим громче остальных.
- Почему все малыши задают вопросы?
- Почему все малыши задают вопросы?
- Почему все малыши задают вопросы?
- Почему все малыши задают вопросы?
- Почему все малыши задают вопросы?
Ответы будут одинаковые или разные? Слушаем предположения и проверяем (ключ на слайде)
- Малыши многого не знают.
- Все малыши многого не знают.
- Малыши мало что видели, для них всё ново и непонятно.
- Они хотят узнать новое.
- Хотят получить ответы, чтобы всё понять.
Самооценка 1
Вывод: вопрос нужно задавать правильно, чтобы собеседник тебя понял и ответил. В литературе такими ответами могут быть тексты.
ΙΙΙ. Актуализация опорных знаний
Давайте вспомним, какие бывают тексты. Для этого выполним задание.
(Работа в парах)
Перед вами названия текстов и определения, соедините их правильно.
Слайд 3
Давайте проверим (читают дети).
Самооценка 2 (ключ на слайде)
Познавательный – это текст, содержащий научные сведения и факты о каком-то явлении природы, животных.
Художественный текст передаёт мысли и чувства автора, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.
ΙV. Постановка темы и цели урока
Судя по нашей речевой разминке, как вы думаете, с каким текстом мы будем работать сегодня на уроке?
( С познавательным)
Да, верно, на примере произведения Михаила Ильина «Сто тысяч почему»
Итак, тема нашего урока…
Слайд 4 (Познавательный текст М. Ильина « Сто тысяч почему»)
Кто может сформулировать цель урока?
Слайд 5
Цель и задачи: Познакомиться с биографией М.Ильина и познавательными рассказами из сборника «Сто тысяч почему»; узнать новое об известных вещах; совершенствовать выразительное чтение и работу с познавательным текстом.
- Знакомство с биографией автора
Слайд 6-10
Рассказывают обучающиеся(2 человека), которым было дополнительное Д.з.
Примерный рассказ
Михаил Ильи́н – русский советский писатель, инженер-химик. Это псевдоним, настоящее имя Илья́ Я́ковлевич Марша́к. Младший брат известного детского писателя Самуила Яковлевича Маршака.
Родился 29 декабря 1895 года в Донецкой области. Украина. Учился на физико-математическом факультете Петербургского университета. В 1920 году поступил на химический факультет Краснодарского политехнического института, потом перевелся в Ленинградский технологический институт, а в 1925 году окончил его.
Михаил Ильин в детстве любил наблюдать за жизнью природы, писал романтические стихи о лесах и зверях далеких тропических стран, подростком увлекался химическими опытами. Природа, наука, поэзия остались его страстью на всю жизнь.
Став инженером-химиком, М. Ильин продолжал учиться всю жизнь.
В 1924 году — первая публикация в журнале «Новый Робинзон». В 1927 опубликовал первую книгу «Солнце на столе».
Одна из книг Михаила Ильина называется «Покорение природы». Это гениальный труд человечества, познававшего природу и учившегося покорять ее силы. Писатель оставался всю жизнь верен этой теме — то забираясь вглубь времен, то обращаясь к современности, то заглядывая в будущее.
Самые известные книги Ильина:
-
- Который час? (Книга рассказывает о том, как люди научились измерять время)
- Черным по белому (Книга знакомит с историей развития письменности)
- Как автомобиль учился ходить (Книга об изобретении автомобилей)
- Как человек стал великаном ( история развития человечества)
- Сто тысяч почему. Книга адресована детям, в ней есть ответы на многие вопросы:
- Почему вода не горит?
- Откуда в сыре дырочки?
- История зеркала.
- Бывают ли стены из воздуха?
Больше тридцати книг создал М. Ильин Его произведения переведены на сорок четыре языка. Книги М. Ильина живут и будут жить долго.
Какое настоящее имя М.Ильина? (Илья́ Я́ковлевич Марша́к)
Кто его старший брат? (Самуил Я́ковлевич Марша́к)
Какие рассказы писал М.Ильин? (познавательные)
Если на все вопросы вы легко ответили, ставьте +; если не на все + – ; если не запомнил -.
Самооценка 3 Если на все вопросы вы легко ответили, ставьте +; если не на все + – ; если не запомнил – .
- Работа с текстом
Сегодня мы прочитаем рассказы Михаила Ильина
Чтобы узнать, о чем будут рассказы, отгадайте загадку:
На это раз
Пойдёт рассказ
О той, что 7
Имеет глаз,
А может 6,
А может 5,
Что, впрочем,
Можно сосчитать.
О той, кто зиму
Сладко спал,
Забравшись
Осенью в подвал,
О той, кого на
Кухню нам
Весною притащил
Я сам.
О той, чьи странные
Глазки
Росли день ото дня.
О той, кто был
Знаком со мной,
Но не видал меня.
Подумайте немножко,
А вдруг это… (картошка)
Вы знаете, из чего состоит картошка? Давайте проверим предположения.
- Первичное восприятие
-
- (читает учитель)
- Беседа по первичному восприятию произведения и анализ прочитанного текста.
Из чего состоит картошка?
Можно ли назвать этот текст познавательным? Докажите. (Содержит научные сведения, вопрос и ответ)
- Чтение текста детьми (по частям)
- Давайте прочитаем ещё раз и подумаем что напоминает начало рассказа?
Не напоминает ли она беседу?
Какой вопрос считаете главным? Ответ на какой вопрос вам интересен? (на 2)
- Что представляет собой 2 часть?(опыт)
Что такое опыт?
Слово «опыт» имеет 2 значения
Опыт — это знания, навыки и умения, которые приобрёл человек.
Опытом – эксперимент, т. е. воспроизведение какого-либо явления, исследования.
Этот опыт очень лёгкий, вы сможете повторить дома этот опыт самостоятельно.
Какие слова помогают действовать, прочитайте? (глаголы)
- Кто сможет прочитать 3 часть?
Можно сказать, что мы ответили на вопрос, который задан в 1 части?
Из чего состоит картошка?
Ребята, вы можете определить тип речи данного текста? (рассуждение)
Из скольки частей состоит рассуждение? (из 3-х: вопроса, объяснения или основной части и вывода)
Зачем в таком случае нам 4 часть?
- Читаем.
Иногда познавательные тексты заканчиваются вопросом, проблемой, которые увлекают в дальнейшие исследования. Это и есть 4 часть в тексте-рассуждении.
VII. Физ. Минутка
Видео «Если весело живётся»
VШ. Самостоятельная работа
Групповая работа – 6 групп
Каждая группа получает вопрос. Ответ вы должны найти в тексте учебника, кратко сформулировать его, записать и оформить свою страничку.
Давайте вспомним, как правильно нужно работать в группах. (Распределить роли: 1-читает, 2- ставит галочки (главное), 3-пишет, 4- рисует)
Вопросы:
1 группа Почему не едят сырую картошку?
2 группа Почему у жареной картошки есть корка, а у варёной нет?
3 группа Откуда у хлеба корка?
4 группа Почему хлеб черствеет?
Задания повышенной трудности получают 5 и 6 группы
5 группа Найти в тексте опыты, сформулировать и записать их цели.
6 группа Реклама познавательного текста
……………………. познавательные
………………………. увлекательные
……………………….читать
…………………………знать
Пример:
Рассказы познавательные
Очень увлекательные.
Станешь их читать –
Будешь много знать.
Друзей всех удивлять!
Слушаем и проверяем каждую группу.
Самооценка 4 Правильно ли нашли ответы?
Самооценка 5 Запомнил ли ты, что такое опыт? Найдёшь ли его в тексте самостоятельно?
- Итог урока
Итак, для чего нужна познавательная литература?
Какие цели мы ставили? Достигли?
- Рефлексия «Кулачок – пятачок»
Просигнальте, комфортно ли вам было на уроке, всё ли понятно.
Д. з. на выбор:
- Стр. 142-145 выразительно читать, ответить на вопросы.
- Найти ответ на любой, понравившийся вопрос из книги М. Ильина « Сто тысяч почему» и рассказать.