автор: Алешина Виталина Вадимовна
Учитель-логопед
МОБУ гимназия №76 имени Кононцевой Г.В. г.Сочи
«Специальная компетентность – владение профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое профессиональное развитие»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Управление по образованию и науке
администрации муниципального образования городской округ
город- курорт Сочи Краснодарского края
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
гимназия №76 г.Сочи имени Кононцевой Г.В.
354207 г. Сочи, Л-207, ул. Гайдара, 11, тел. 252-29-91, факс (862) 252-29-92
Тема: «Специальная компетентность – владение профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое профессиональное развитие .
Выполнила: Алешина В.В.
учитель логопед
МОБУ гимназии №76
Сочи 2025г.
Знания, умения и навыки – основные компоненты в структуре профессиональных качеств педагога
Психолого-педагогические и специальные (по тому или иному предмету) знания – важное, но недостаточное условие профессиональной компетентности учителя. Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки, это коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Так как многие теоретико-практические и методические знания являются только предпосылкой интеллектуальных и практических умений и Знания: теории и методики воспитания, содержания учебных предметов и методики его преподавания, психолого-педагогические, анатомо — физиолого-гигиенические, методики работы, содержания методов работы с родителями и общественностью, необходимые знания в области политики, истории, краеведения, литературы и искусства, морали, этики, эстетики, атеизма, права, техники и культуры. Умения – это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки – это компоненты практической деятельности, проявляющиеся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.
Умения и навыки:
Организаторские: выявлять и организовывать актов класса, управлять им организовывать различные виды коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, развивать их активность. Осуществлять педагогическое руководство пионерской работой в классе. Организовывать работу с родителями и общественностью. Конструктивные: планировать воспитательную работу, отбирать целесообразные виды деятельности. Планировать систему перспективных линий в развитии коллектива и отдельной личности. Осуществлять индивидуальную программу воспитания каждого ученика в условиях коллектива. Осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом психолого-физических и возрастных особенностей. Коммуникативные: устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, родителями, учителями. Регулировать внутриколлективные и межколлективные отношения. Располагать к себе учащихся, родителей находить нужные формы общения. Предвидеть результат педагогического воздействия на отношения с учащимися. Исследовательские: изучать индивидуальные особенности учащихся и коллектива. Критически оценивать свой опыт, результаты своей деятельности. Осознанно совершенствовать педагогическое мастерство, самообразование и самовоспитание. Использовать в работе психолого-педагогические исследования, передовой школьный опыт. Творческие: рисовать, петь, танцевать, играть на музыкальном инструменте, выразительно читать, массово-затейнические, спортивно-туристические .
В.А. Сластенин все педагогические умения объединяет в четыре группы:
- умение «переводить» содержание объективной педагогической действительности, объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи, т.е. изучение (диагностика) личности и коллектива для определения уровня их готовности к овладению новыми знаниями и проектирование их развития на основе диагностики, выделение приоритетных образовательных, воспитательных и развивающих задач;
- умение выстроить и реализовать логически завершенную педагогическую систему (от планирования образовательно-воспитательных задач, отбора содержания образовательного процесса до выбора форм, методов и средств его организации);
- умение выделять и устанавливать взаимосвязи между различными компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие.
- умение учитывать и оценивать результаты педагогической деятельности, т.е. осуществлять самоанализ и анализ образовательного процесса, и результаты деятельности учителя, а также определять следующий комплекс приоритетных педагогических задач.
Что представляет собой содержание теоретической готовности учителя, педагога? Она проявляется в обобщенном умении педагогически мыслить, что в свою очередь предполагает наличие аналитических, прогностических, проективных и рефлексивных умений. Аналитические умения представлены такими частными умениями, как:
- анализировать педагогические явления, т.е. расчленять их на составляющие части (условия, причины, мотивы, средства, формы проявления и т. д.);
- осмысливать каждый элемент педагогического явления в связи с целыми и во взаимодействии с другими элементами;
- находить в педагогической теории положения, выводы, закономерности, соответствующие рассматриваемым явлениям;
- правильно диагностировать педагогическое явление;
- формулировать приоритетные педагогические задачи и находить оптимальные способы их решения.
Прогностические умения связаны с четким представлением в сознании учителя (который является субъектом управления) цели своей деятельности в виде предвидимого им результата. Педагогическое прогнозирование опирается на достоверное знание сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся. Оно выводит на правильное управление учебно-воспитательным процессом.
В состав прогностических умений педагога входят:
- формулировка диагностируемых образовательных целей и задач;
- отбор методов их достижения;
- предвидение возможных отклонений при достижении результата, нежелательных явлений и выбор способов их преодоления;
- мысленная проработка структуры и отдельных компонентов образовательного процесса;
- предварительная оценка затрат средств, труда и времени участников образовательного процесса;
- конструирование содержания взаимодействия участников образовательного процесса .
Проективные умения могут реализовываться при разработке проекта образовательного процесса. Они включают умения:
- вычленять поле образовательных проблем;
- обосновать способы их поэтапной реализации;
- планировать содержание и виды деятельности участников образовательного процесса с учетом их потребностей, возможностей (материальных в том числе), интересов, средств, опыта и собственных качеств личности;
- определять форму и структуру образовательного процесса в зависимости от сформулированных педагогических задач и особенностей участников; определять отдельные этапы педагогического процесса и задачи, характерные для них;
- планировать индивидуальную работу с учащимися для оказания своевременной дифференцированной помощи, для развития способностей;
- отбирать формы, методы и средства обучения и воспитания для получения качественного педагогического результата;
- планировать системы приемов, направленных на стимулирование активности школьников и сдерживание негативных проявлений в их поведении;
- планировать развитие воспитательной среды и связей школы с родителями и общественностью.
Рефлексивные умения связаны с контрольно-оценочной деятельностью педагога, направленной на себя. Рефлексия может пониматься как специфическая форма теоретической деятельности, направленная на осмысление и анализ своих собственных учительских действий. Содержание практической готовности учителя, педагога можно увидеть (определить) в наблюдаемых (внешних, предметных) действиях, которые проявляются через две группы умений – организаторские и коммуникативные.
К группе общепедагогических организаторских умений относят мобилизационные, информационно – дидактические, развивающие и ориентационные.
Мобилизационные умения – это умения учителя:
- привлекать внимание учащихся, развивать у них устойчивый интерес к учению;
- формировать потребности в знаниях;
- формировать учебные навыки и обучать приемам научной организации учебной деятельности;
- формировать у учащихся активное, творческое отношение к явлениям окружающей действительности путем создания и решения проблемных ситуаций;
- разумно использовать методы поощрения и наказания, создавать атмосферу сопереживания и другие.
Информационно – дидактические умения – умения, связанные не только с непосредственным изложением учебной информации, но и с методами ее получения и обработки. Это умения и навыки работы с печатными источниками информации, библиографиями, умения добывать информацию из всевозможных источников и перерабатывать ее применительно к целям и задачам образовательного процесса.
Развивающие умения предполагают:
- определение «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский) отдельных учащихся, класса в целом;
- создание специальных условий и проблемных ситуаций для развития познавательных процессов, воли и чувств учащихся;
- стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления, потребности в установлении логических (от частного к общему, от вида к роду, от предпосылки к следствию, от конкретного к абстрактному) и функциональных (от причины к следствию, от цели к средству, от качества к количеству, от действия к результату) отношений;
- постановку вопросов, требующих применения ранее усвоенных знаний;
- индивидуальный подход к учащимся.
Ориентационные умения учителя связаны с формированием морально — ценностных установок воспитанников и их научного мировоззрения; с формированием устойчивого интереса к учебной деятельности, науки, производству и профессиональной деятельности, соответствующей склонностям и возможностям детей; с организацией совместной творческой деятельности в целях развития социально значимых качеств личности. Коммуникативные умения учителя — это взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений педагогического (вербального) общения и умений и навыков педагогической техники . Перцептивные умения учителя – это умения, которые проявляются на начальном этапе общения, умения понимать других людей (учащихся, учителей, родителей). Для реализации этих умений на практике необходимо знания ценностных ориентаций другого человека, которое находят выражения в его идеалах, потребностях, интересах, в уровне притязаний. Таким образом, выше перечисленные умения могут стать предпосылками успешного педагогического общения на всех этапах педагогического процесса в будущем. Учитель- мастер выгодно отличается от просто опытного учителя прежде всего знанием психологии детей и умелым конструированием педагогического процесса. Не случайно В.А.Сухомлинский писал: «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство,- в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это- желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы»
Практическое задание. Тест.
- 1. Педагогическая профессия по классификации Е.А. Климова относится к группе профессий:
а) человек-знаковая система;
б) человек-художественный образ;
в) человек-человек;
г) человек-техника.
- Сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, архитектором…, скульптором…, полководцем…;
а) А. Дистервег;
б) Я. Корчак;
в) Н.И. Пирогов;
г) Я.А. Коменский.
- 3. Показателем нравственной культуры учителя является:
а) педагогический такт;
б) педагогическая справедливость;
в) педагогический долг;
г) педагогическая ответственность.
- 4. Кто из выдающихся педагогов – практиков является автором книги «Сердце отдаю детям»
а). К.Д.Ушинский
б). А.С.Макаренко;
в). В.А.Сухомлинский;
г). Е.А.Ильин.
- 5. Гностические умения педагога проявляются непосредственно при:
а). изучении им школьника и детского коллектива;
б). художественном оформлении школьной стенгазеты;
в). исследовании передового педагогического опыта;
г). оформлении плана – конспекта урока.
- Профессиограмма учителя содержит требования к :
а). знаниям педагога;
б). внешним данным педагога;
в). педагогическим умениям и навыкам;
г). профессионально – значимым качествам.
- Педагогическая культура учителя есть:
а). национальная политика в воспитании детей;
б). своеобразное продолжение и надстройка общей культуры;
в). точка отсчета квалификации педагога и его педагогического роста;
г). характеристика педагогического труда.
- Что относится к стилю педагогического общения?
а). общение – дистанция;
б). общение – заигрывание;
в). общение на основе дружеского расположения;
г). общение на основе материальной выгоды.
- Установить наиболее важное профессиональное качество педагога.
а). любовь к наукам;
б). любовь к детям;
в). общая эрудиция;
г). ораторское искусство.
- Профессиональная компетентность отражает единство …. и практической готовности к педагогической деятельности.
а). научной;
б). когнитивной;
в). теоретической;
г). социальной.
- 11. Квалификационная характеристика это свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и … опыта.
а). коммуникативного;
б). практического;
в). технологического;
г). общественного.
- Владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое профессиональное развитие – … компетентность.
а). социальная;
б). личностная;
в). специальная;
г). индивидуальная.
Заключение
Учитель- основной организатор педагогического процесса в школе. Важнейшими качествами учителя является гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовно-нравственная культура, ответственность и общительность, трудолюбие и работоспособность. Ведущим условием становления профессионально-педагогической направленности личности являются открытие ею своего педагогического призвания и формирование профессионально-ценностных ориентаций. Учитель должен быть ученым, мастером своего дела. Можно выделить следующие направления деятельности по совершенствованию профессионализма педагогов:
- Подготовка в учебных заведениях высококвалифицированных учителей, обладающих как теоретической и технологической готовностью к педагогической деятельности, так и высоким уровнем личностной культуры, которую характеризуют следующие показатели: осознанный выбор профессии, внутренняя предрасположенность к педагогической деятельности, высокий уровень коммуникативной культуры и профессиональной компетентности.
- Постоянное повышение уровня профессионализма и квалификации, совершенствование педагогической деятельности.
Характеристикой высокого уровня профессионализма педагога могут быть: профессиональный статус и следующие умения:
— аналитические (анализ совместной деятельности по устранению проблемы);
— прогностические (выделение цели деятельности, ее задач, отбор способов осуществления, предвидение результата);
— проективные (определение программы деятельности, исходя из системного понимания ситуации);
— рефлексивные (самоанализ собственной деятельности);
— коммуникативные (владение культурой межличностного общения); Одним из важнейших особенностей для учителя является- овладение ЗУН-ами. Так как психолого- педагогические и специальные знания- важное, но недостаточное условие профессиональной компетентности учителя. Так как многие теоретико- практические и методические знания являются только предпосылкой интеллектуальных и практических умений и навыков. Педагогические способности реализуются в педагогических знаниях, умениях и навыках, определяя быстроту и легкость овладения ими. Все педагогические способности подразделяют на три группы: личностные (связанные с отношением к детям), дидактические (связанные с передачей информации детям), и организационно- коммуникативные (связанные с организаторской функцией и общением). Проблема подготовки специалиста, конкурентоспособного в условиях рыночной экономики, является предметом научного интереса исследователей различных областей научного знания. Личность педагога профессионального образования, педагогические проблемы требуют нового отношения к специалистам, которым необходимо оказывать реальную помощь в условиях профессионального педагогического труда, в их жизни.
Список литературы
- Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства [Текст]/И.П. Андриади.-М.: Академия, 1999.- 160 с.
- Зязюн, И.А.Основы педагогического мастерства [Текст]/ учебная пособия для вузов/ И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич. — М.: Просвещение, 1989.- 302 с.
- Зарецкая, И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя [Текст]/ И.И.Зарецкая. — М.: Сентябрь, 2002.- 160 с.
- Крутецкий, В.А. Психология [Текст]/ В.А. Крутецкий.- М.: Просвещение, 1986.- 323 с.
- Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального самообразования педагога: [Текст]/ Г.М. Коджаспирова. – М.: Учитель, 1994. – 150 с.
- Клемантович, И.К. Новая профессия—социальный педагог [Текст]/ И. Клемантович.- М.: Школа, 1998. — №3.— 14 с.
- 7. Кузьмина, Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя [Текст]/ Н.В. Кузьмина. — М.: ВЛАДОС, 1992. – 110 с.
- Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику [Текст]/ А.В. Мудрик. — Пенза: Владос – пресс, 1994. — 180 с.
- Никитин, В.А. Начала социальной педагогики [Текст]/ В.А. Никитин. — Тула: Проспект, 1996. — 130 с.
- Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика [Текст]/ Н.Н.Никитина. — М.: Академия, 2004.- 256 с.
- Орлов, А.А. Введение в педагогическую деятельность: практикум [Текст]/ А.А.Орлов, А.С.Агафонова.- М.: Академия, 2004.- 256 с.
- Роботова, А.С. Введение в педагогическую деятельность(Текст)/ А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова.- М.: Академия, 2004.- 208 с.
- Сластенин, В.А. Учителю о педагогической технике [Текст]/ В.А. Сластенин. – Казань, 1993. – 98 с.
- Смирнов, С.А.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст]/ С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н. Шиянов. — М.: Академия, 2000-512 с.
- Сухомлинский, В.А.Сердце отдаю детям [Текст]/В.А.Сухомлинский.- Киев: Экспресс, 19