Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Алескерова Светлана Николаевна

учитель-логопед МБДОУ “Детский сад № 7”

НОД В старшей группе

Конспект НОД в старшей группе комбинированной направленности.

Звук и буква У.

Коррекционно-развивающие задачи.

  1. Закрепить умение  узнавать музыкальные инструменты по звуку.
  2. Подготовить к усвоению звуко-слогового ряда в процессе ознакомления со сказкой «Репка».
  3. Научить четко произносить звук [У].
  4. Научить выделять звук [У] в начале слова в ударной позиции.
  5. Сформировать понятия «звук», «буква».

Задание 1. Дидактическое упражнение «Узнай музыкальный инструмент по звуку» (развитие слухового внимания).

Логопед играет на каком-либо знакомом детям музыкальном инструменте (дудочке, колокольчике, барабане и т.д.), а дети с закрытыми глазами узнают по звуку и называют звучащий музыкальный инструмент.

Задание 2. Дидактическое упражнение «Репка».

Логопед читает сказку «Репка», рассматривают вместе с детьми иллюстрации в книге. В ходе беседы по этой сказке в пассивном и активном словаре детей уточнить и закрепить следующие понятия: первый, последний, начало, середина, конец; за, после, перед, между.

Для этого логопед задает детям вопросы: Кто тянул репку первым? Кто стоял за бабкой? Кто стоял перед бабкой? Кто стоял между бабкой и Жучкой? и т. д.

Задание 3. Знакомство со звуком [У].

Логопед предлагает детям рассмотреть картинки: утка, уши, улица, удочка. При этом громко и четко называет их, выделяя голосом первый звук [У] в словах. Затем просит детей ответить на вопрос: «Какой одинаковый первый звук ты услышал во всех этих словах?»

Логопед показывает и объясняет артикуляцию звука [У]: когда мы произносим звук [У], то:

— губки вытянуты вперед трубочкой;

— зубки не смыкаются;

— горлышко «работает» (для фиксации работы голосовых связок рука ребенка лежит на горлышке).

После показа и объяснения взрослого дети правильно произносят звук [У] перед зеркалом, а затем воспроизводят артикуляцию звука без голоса, обращая внимание при этом на положение губ. Логопед рассказывает детям  о том, что звук [У] гласный, его можно петь, т. к. при произнесении звука [У] язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха. Для обозначения всех гласных звуков используется красный кружок.

Логопед знакомит детей с символом звука [У]: волк воет на луну: УУУУ…

Задание 4. Фонетические упражнения:

а) произнести вслед за взрослым на плавном длительном выдохе:

— волк воет: уууууууууу.

— поезд едет: уууууууууу…

б) произнести вслед за взрослым с постепенным усилением и ослаблением силы голоса:

— поезд приближается: ууууУУУУУУ…

— поезд удаляется: УУУУууууу…

в) произнести самостоятельно звук [У] отрывисто столько раз, сколько выпадает точек на косточке от игры «Домино».

Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [У]».

Логопед произносит разные звуки, а дети хлопают в ладошки тогда, когда услышат звук [У]:

у, п, у, к, в, у, у, а, и, у, е, у, б…

Задание 6. Логопед предлагает детям внимательно выслушать ряд слов и выбрать:

имя, которое начинается со звука [У]: Аня, Арина, Уля, Алена;

лишнее слово, т.е. слово, которое не начинается со звука [У]: усики, мак, улитка, уголь.

Затем детям предлагается вспомнить все прозвучавшие ранее слова, начинающиеся со звука [У], произнести их четко, громко, выделяя голосом в них звук [У]. Логопед объясняет, что во всех этих словах звук [У] стоит в начале слов, и помогает детям обозначить место звука [У] в этих словах с помощью карточки и красного кружка.

Задание 7. Дидактическое упражнение «Договори словечко и назови первый звук в словах».

Логопед читает стихотворные строки и просит детей договорить последнее слово в них, а затем назвать первый звук в этом слове.

Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам добрый друг —

Электрический… (утюг)

 

Длинная и гибкая,

Охотится за рыбками,

Порой пуста, как дудочка,

А петь не может… (удочка)

Задание 8. Логопед загадывает загадки, а дети отгадывают их, при этом четко называя первый звук в каждом слове-отгадке.

Гладит все, чего касается,

А дотронешься — кусается. (Утюг)

 

Пестрая крякушка

Ловит лягушек,

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочкой. (Утка)

Кто на себе свой домик носит? (Улитка)

Задание 9. Выучить чистоговорки:

У-у-у — губы хоботком тяну.

У-у-у — дай трубу.

У-у-у — всех детей зову.

Задание 10. Упражнения для координации речи с движениями.

Логопед читает стихотворения, голосом выделяя звук [У]. Затем дети  повторяют стихотворения, выполняя соответствующие движения.

У опушки две старушки… Наклоняется, «собирает грибы».

Брали грузди и волнушки.

Филин: — У-ух!

Филин: — У-ух!

У старушек замер дух. Приседает.

Е. Благинина

Сидит ворон на дубу Ребенок имитирует игру на дудочке.

И играет во трубу:

«Ду-ду-ду! Ду-ду-ду!»

Задание 11. Знакомство с буквой У.

Логопед объясняет детям правило: звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем, благодаря этому люди могут читать и писать.  

После этого взрослый показывает детям букву У. Для лучшего запоминания графического образа буквы детям предлагается прослушать и выучить стихотворное описание буквы У, предварительно рассмотрев ее в «Веселой азбуке».

У — как у зайчонка ушки.

Эти ушки — на макушке.

О. Гофман

Логопед предлагает ребенку ответить на вопрос: «На что еще похожа буква У?» (на рогатку, галочку…);

поиграть с пальчиками:

Зайки белые сидят

И ушами шевелят

Вот так, вот так.

(Буква У — ушки зайчика: средний и указательный пальцы — вверх, а остальные — сжать в кулак, пошевелить средним и указательным пальчиками);

Задание 12. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звук [У].

Логопед подводит итог занятия: С каким звуком мы сегодня знакомились?  Какой это звук? Каким символом он обозначается? На Что похожа буква У?