автор: Алексеенко Ирина Петровна
учитель начальных классов село Калиновка
Из опыта работы «Исследовательская деятельность в начальных классах»
Филиал МОБУ Ромненская СОШ -Калиновская ООШ
Исследовательская деятельность в начальных классах.
(Из опыта работы)
Учитель начальных классов
Алексеенко И.П.
с.Калиновка,2019 год
Апробация начата 5 лет назад. За данный период я познакомилась с методикой, с программой А.В.Савенкова «Юный исследователь».С каждым годом эта работа всё больше и больше увлекала меня и моих учеников, хотя это было два разных класса.
Я решила этим заняться еще потому, что данная проблема:
1) отвечает современным требованиям времени,
2) формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения,
3) развивает у обучающихся интерес к научно-исследовательской работе,
4) приучает обучающихся умело использовать ИКТ в учебном процессе,
5) вызвала у меня большой интерес.
Я использую в урочной, во внеурочной и домашней работе.
Работу по внедрению я разбила на 3 этапа.
1 этап:
Творческая деятельность обучающихся. На этом этапе ребята в основном выполняют творческие задания по базовым предметам и во внеурочной работе. По математике, русскому языку анализируют и придумывают задания для одноклассников. Самостоятельно подбирают дополнительный материал по заинтересовавшей их теме. Узнают с помощью книг, журналов новые сведения и представляют их одноклассникам в виде сообщений. 2 этап:
На 2-ом этапе появляются первые работы с использованием компьютерных технологий. Это небольшие творческие, исследовательские задания. Так проекты «Мое село», «Моя семья» совместили в себе как воспитательный, так и учебный процесс. Ребята с удовольствием приносили материал, сумели отобрать нужное и представить его перед одноклассниками .
На 3 этапе акцент делается на использование компьютерных технологий. Итоговой работой являются выступления перед одноклассниками, на школьных конкурсах и конференциях. Так обучающиеся подготовили исследовательские работы: «Наш класс», «Наша школа», «Наше село», «Зима в нашем селе» и другие.
Так же не менее интересной началась исследовательская работа над темой «Грамоты и награды наших бабушек и дедушек». В своём классе пробуем выращивать зелень : лук, укроп, редис.
Какова же роль учителя в ПД?
Она своеобразна. Первое правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я как бы вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.
Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.
Правила, по которым я строю свою работу :
- Подходить творчески к любому проекту моего ученика.
- Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.
- Развивать самостоятельность в поиске информации для реализации проекта.
- Избегать прямых инструкций (на 2 и 3 этапах).
- В процессе работы над проектом обучить школьника умениям анализировать свою деятельность и работу.
- При оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успехи, чем 1 раз раскритиковать.
Анализируя проведённую работу, хочу отметить, что занятия исследовательской деятельностью помогли достичь следующих результатов:
- возрос познавательный интерес обучающихся;
- совместная деятельность ребят ускорила процесс сплочения коллектива;
- повысилась активность на уроках, исчезла боязнь неправильного ответа, излишняя застенчивость;
- ребята стали более самостоятельными .
Работая над проектами с детьми младшего школьного возраста, я столкнулась и с определёнными трудностями.
- у младших школьников низкая техника чтения, что затрудняет работу с большими объёмами информации;
- ребята с трудом могут выбрать главную, значимую информацию;
- не всегда получается аккуратно оформить продукт своей деятельности (приходится прибегать к помощи учителя и родителей).
Девизом к реализации исследовательской деятельности в обучении могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».



