Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Алексеенко Ирина Петровна

учитель начальных классов село Калиновка

Из опыта работы «Исследовательская деятельность в начальных классах»

Филиал МОБУ Ромненская СОШ -Калиновская ООШ

Исследовательская деятельность в начальных классах.

(Из опыта работы)

Учитель начальных классов

Алексеенко И.П.

с.Калиновка,2019 год

 Апробация начата 5 лет назад. За данный период я познакомилась с методикой, с программой А.В.Савенкова «Юный исследователь».С каждым годом эта работа всё больше и больше увлекала меня и моих учеников, хотя это было два разных класса.

Я решила этим заняться еще потому, что данная проблема:

1) отвечает современным требованиям времени,

2) формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения,

3) развивает у обучающихся интерес к научно-исследовательской работе,

4) приучает обучающихся умело использовать ИКТ в учебном процессе,

5) вызвала у меня  большой интерес.

Я использую  в урочной, во внеурочной и домашней работе.

   Работу по внедрению  я разбила на 3 этапа.

    1 этап

Творческая деятельность обучающихся. На этом этапе ребята в основном выполняют творческие задания по базовым предметам и во внеурочной работе. По математике, русскому языку анализируют и придумывают задания для одноклассников. Самостоятельно подбирают дополнительный материал по заинтересовавшей их теме. Узнают с помощью книг, журналов новые сведения и представляют их одноклассникам в виде сообщений.                                                                                                                                                           2 этап:

На 2-ом этапе появляются первые работы с использованием компьютерных технологий. Это небольшие творческие, исследовательские задания.  Так  проекты «Мое село», «Моя семья» совместили в себе как воспитательный, так и учебный процесс. Ребята  с удовольствием приносили материал, сумели отобрать нужное и представить его перед одноклассниками . 

  На 3 этапе  акцент делается на использование компьютерных технологий.   Итоговой работой являются выступления перед одноклассниками, на школьных конкурсах и конференциях. Так обучающиеся  подготовили исследовательские работы: «Наш класс», «Наша школа», «Наше село», «Зима в нашем селе» и другие.

Так же не менее интересной  началась исследовательская работа над темой «Грамоты и награды наших бабушек и дедушек». В своём классе пробуем выращивать зелень : лук, укроп, редис.

 Какова же роль учителя в ПД?

Она своеобразна. Первое правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я как бы вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся. 

  Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.

Правила, по которым я  строю свою работу  :

  1. Подходить  творчески к любому проекту моего ученика.
  2. Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.
  3. Развивать самостоятельность в поиске информации для реализации проекта.
  4. Избегать прямых инструкций (на 2 и 3 этапах).
  5. В процессе работы над проектом обучить школьника умениям анализировать свою деятельность и работу.
  6. При оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успехи, чем 1 раз  раскритиковать.

 

Анализируя проведённую работу, хочу отметить, что занятия исследовательской деятельностью помогли достичь следующих результатов:

  • возрос познавательный интерес обучающихся;
  • совместная деятельность ребят ускорила процесс сплочения коллектива;
  • повысилась активность на уроках, исчезла боязнь неправильного ответа, излишняя застенчивость;
  • ребята стали более самостоятельными .

Работая над проектами с детьми младшего школьного возраста, я столкнулась и с определёнными трудностями.

  • у младших школьников низкая техника чтения, что затрудняет работу с большими объёмами информации;
  •  ребята с трудом могут выбрать главную, значимую информацию;
  • не всегда получается аккуратно оформить продукт своей деятельности (приходится прибегать к помощи учителя и родителей).

              Девизом к реализации исследовательской деятельности в обучении могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».