автор: Алексеев Василий Сергеевич
Преподаватель ГАПОУ «Педколледж» г. Бузулука
Тематический урок русского языка в стиле «Гарри Поттера»
Технологическая карта
| Предмет, класс | Русский язык , 3 класс | |||
| УМК | «Школа России» | |||
| Учитель | Алексеев Василий Сергеевич | |||
| Тема урока | Формирование орфографической зоркости. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова. | |||
| Тип урока | Закрепление (Тематический урок) | |||
| Цель урока | Освоение навыка проверки слов с непроизносимым согласным звуком в корне слова и с правилами проверки слов , в которых нет непроизносимого согласного. | |||
| Задачи урока | Обучающие | Развивающие | Воспитательные | |
| совершенствовать умения проверять слова с непроизносимыми согласными и с правилами проверки слов , в которых нет непроизносимого согласного; формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы . | развивать орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление, речь. | воспитание интереса к русскому языку как к предмету; | ||
| Планируемые результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |
| Научить способам проверки написания слов с непроизносимыми согласными звуками.
Научить применять полученные знания грамотного письма. |
Регулятивные: Определять с помощью учителя и самостоятельно цели деятельности на уроке. Выявление и формулирование учебной проблемы совместно с учителем Коммуникативные: Развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения в паре, в группе. Познавательные: Уметь находить и подбирать проверочные слова по правилам корня: для парных звонких или глухих согласных, для непроизносимых согласных |
Личностные:
Доброжелательное отношение к участникам совместной деятельности. |
||
| Основные понятия, изучаемые на уроке | ||||
| ИОС урока | Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение | Вид используемых на уроке средств ИКТ | Необходимое аппаратное и программное обеспечение | |
| Русский язык 3 класс. Учеб. Для ОУ с прил. В 2 ч. Ч.1 / В.П.Канакина
Дидактические карточки, закладкт, портреты Гермионы и Дамблдора |
Презентация
Видеоролик |
Мультимедийный проектор, экран, компьютер | ||
Организационная структура урока
| Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
|
Приветствует обучающихся, вводит в тематику урока. | Приветствуют учителя. Погружаются в тематику урока. | Личностные
Регулятивные |
|
Проводит работу по с «билетами» на поезд. На которых задания. | Выполняют задания на «билете» | Познавательные Регулятивные |
|
Предлагает выполнить задание по распределению слов. | Работают со словами. Распределяют их по группам. | Познавательные
Регулятивные Личностные |
|
Организует деятельность обучающихся по изучению нового материала, путем работы с упражнениями учебника и дополнительными карточками, презентацией. | Участвуют в работе с текстом учебника, узнают новые понятия, работают с презентацией, с дидактическими карточками. | Коммуникативные
Познавательные Регулятивные Личностные |
|
Мотивирует к выполнению задания на использование новых знаний и умений, организует деятельность обучающихся по работе с упражнениями . | Отвечают на вопросы. Выполняют задания по карточки. | Коммуникативные
Познавательные Регулятивные Личностные |
|
Задает вопросы.
Организует деятельность обучающихся по продолжению фраз . Выставляет отметки. |
Отвечают на вопросы.
Продолжают фразы, высказывая мнения об уроке. |
Коммуникативные
Личностные |
|
Предлагает дифференцированное домашнее задание | Осуществляют запись задания. | Коммуникативные
Личностные |
Подробный конспект.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие. В мир магии и волшебства. Но это не просто путешествие, вы должны научится новому, узнать интересное. Вы готовы!? Тогда мы отправляемся в путь. И что бы нам начать наше путешествие, я предлагаю вам получить свои билеты! (Билеты либо раздаю, либо лежат заранее на парте). Кто уже догадался куда мы отправимся? Правильно в школу чародейства и волшебства «Хогвартс».
Хогвартс был основан около тысячи лет назад четырьмя волшебниками: колдунами Годриком Гриффиндором, Салазаром Слизерином, волшебницами Кандидой Когтевран и Пенелопой Пуффендуй. Целью основателей было обучение и воспитание детей с магическим потенциалом.
- АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Что бы нам отправиться в школу на поезде Хогвартс Экспресс, нам нужно выполнить задание, которое указано на обратной стороне вашего билета. А пока мы будем выполнять задание поезд начнет свой путь.
Вставьте пропущенные буквы и запишите проверочные слова
Мес…ность — _____________________
Радос…ный — _____________________
Ненас…ный — _____________________
Доблес…ный — _____________________
Счас…ливый — _____________________
Проверка по эталону
Какие буквы вы вставили? Каким правилом пользовались? Молодцы, поезд Хогвартс Экспресс уже в пути! Удачи!
III. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ
Все ученики которые только пошли в школу «Хогвартс» должны добираться через реку на лодках, но так как мы с вами лишь гости, то мы будем добираться на парусном корабле. Нам нужно выполнить задание .
Грус…ный, кос…ный, ярос…ный, свис…нуть, прелес…ный. (Т пишется)
Вкус…ный, опас…ный, чудес…ный, ужас…ный, небес…ный. (Т не пишется)
Сегодня мы с вами познакомимся со словами, в которых нет непроизносимого согласного звука. Сформулируйте цель! Хорошо мы с вами справились . И теперь можем войти в школу. А сопровождать нас будет, одна из лучших и очень умных учениц школы (показываю портрет) может уже кто-то догадался) кто это? Правильно – Гермиона Грейнджер.
- УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
Сейчас мы находимся в Вестибюле школы. Здесь же расположены три мраморные лестницы: две — вниз и одна центральная — наверх. Из холла, повернув направо, можно попасть в Большой зал. По обеим сторонам центральной лестницы — две двери. Слева — дверь, ведущая к спуску в Подземелья. Справа — к ступенькам, ведущим к гостиной Пуффендуя и кухне Замка.
Для того что бы нам отправиться в главный зал Хогвартса нам нужно провести исследование! Со словами которые приготовила нам Гермиона .
Нужна ли буква Т или нет? На доске слова:
Прелес?ный, интерес?ный, радос?ный
Что нужно сделать?(Проверить)
Проверим написание этих слов по двум позициям!
Выбираю способ проверки:
- Подобрать однокоренное слово так , чтобы непроизносимый согласный слышился чётко
2.Определить непроизносимый согласный по команде вопроса: Каков?
Работа в парах:
1ряд работает со словом прелестный (каков? прелестен, прелесть) есть согласный звук -т, значит букву -т пишу в слове
2 ряд работает со словом интересный — интересен, интерес- согласного звука -т -нет, значит букву -т не пишу в слове
3 ряд работает со словом радостный — радостен, радость есть согласный звук -т, значит букву -т пишу в слове
Для того чтобы вы запомнили написание слов, Гермиона подготовила для вас алгоритм. Но злые волшебники перепутали порядок выполнения давайте расставим его по порядку. (Слайд)
Алгоритм проверки слов с непроизносимыми согласными в корне:
- Определяем слабую позицию – наличие стечения согласных или их отсутствие
- Выбираю способ проверки Подбираю однокоренные слова или по команде вопроса
- Определяю есть ли стечение согласных или нет
- Записываю правильно слово.
И так мы с вами в главном зале Хогвартса. Большой Зал является значимым местом для всей школы. Здесь впервые Гарри Поттер и его друзья, а также все остальные студенты Хогвартса прошли распределение с помощью Волшебной Шляпы, каждый на свой факультет. При входе в Большой Зал сразу же поражает масштаб этого помещения: 4 дубовых стола и такие же длинные скамьи для сидения у них, параллельные друг другу; тёплые уютные камины; преподавательский стол; массивное окно позади этого стола и главное украшение — заколдованный потолок.
ФИЗМИНУТКА
Ой-ой-ой! Ой-ой-ой! К нам пришёл волшебник злой.
Он руками помахал, всех детей заколдовал.
Дети головы склонили, замолчали и застыли.
Тут пришёл волшебник добрый, помахал руками бодро.
Раз и два, раз и два, поднимайся, голова!
Выше, выше, высоко! Прыгай на носках легко!
Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте.
Всё. Друг другу улыбнитесь. И опять за труд возьмитесь.
- ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
Сейчас мы с вами отправимся в тайную комнату. Но для этого нам нужно выполнить следующее задание.
Работа по учебнику с.119 упр.228 ( под цифрой 1) – фронтальная ( в парах).
Проверим как мы научились слышать слова с непроизносимым согласным звуком в корне слова и слова, в которых нет непроизносимого согласного.
-Я сейчас прочту строки известные вам: Назовите автора и произведение?
( АС Пушкин «Зимнее утро»)
1.Мороз и солнце день чудес?ный!
Ещё ты дремлешь, друг прелес?ный-
Пора, красавица, проснись….
Назовите слова с непроизносимым согласным звуком в корне слова и слова, в которых нет непроизносимого согласного.
Молодцы и с этим заданием мы с вами справились!
Тайная Комната — сама комната и проход ведущий к ней находится очень глубоко под школой и очень глубоко под озером. Создавалась комната одним из основателей школы — Салазаром Слизерином и таила в себе ужасного монстра — василиска, который в настоящий момент уничтожен Гарри Поттером.
Нам остается посетить последнее помещение в школе. Кабинет Директора.
Но что бы туда попасть вам нужно самостоятельно выполнить задание.
Карточка
Молодцы мы попали в кабинет.
Кабинет директора Хогвартса расположен в одной из башен замка. Это место является временным пристанищем каждого директора школы Хогвартс. Вход в кабинет директора защищён паролем. На входе в башню посетителя ожидает огромная каменная горгулья, охраняющая проход к винтовой лестнице, ведущей непосредственно в кабинет директора. Именно этой «верной хранительнице» необходимо сообщить пароль, чтобы попасть на приём к главе школы. Примечательно, что во времена пребывания на посту директора Альбуса Дамблдора пароли были в виде названий сладостей, которые любит Дамблдор; так, во времена учёбы Поттера таковыми были: лимонный шербет, «тараканьи усы», «летучая шипучка», кислотные леденцы, шоколадные эклеры, а в седьмой книге пароль был «Дамблдор» — очевидно, что горгулья в тот год открывала кабинет только для тех, кто был верен Дамблдору.
Сам кабинет представляет собой просторную круглую комнату со множеством окон, по стенам которой развешены многочисленные портреты бывших директоров. Стоит отметить, что портрет с изображением предшественника нынешнего директора висит позади его рабочего стола. Этот портрет является самым большим в помещении. При смене очередного директора (директрисы), портрет его (её) предшественника уменьшается в размерах и переносится в другое место.
А вот и сам директор школы А́льбус Персива́ль Ву́льфрик Бра́йан Да́мблдор.
Речь: «Я приветсвую Вас на территории школы чародейства и волшебства Хогвартс. Надеюсь вам понравилась экскурсия. Задания которые были подготовлены мной и Гермионой для Вас, помогли вам разобраться в тайнах русского языка! За то что вы так хорошо справились с заданиями я Дарю Вам эти закладки! Удачи вам и помните «Человека определяют не заложенные в нём качества, а только его выбор.»»
- РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИТОГ УРОКА
Хогвартс по праву является велечайшей школой чародейтсва и волшебства. Как не печально, но наша экскурсия заканчивается. И нам предстоит ответить на следующие вопросы:
- Где пригодятся знания ?
- Что помогло мне на уроке?
- Кто помог мне на уроке?
- Какие умения помогли мне на уроке?
VII. ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ
Страницы 120 № 231. По желанию карточка



