Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор:

Алексеева Светлана Леонидовна – Старший воспитатель
ГКУ ЯНАО «Детский дом «Сияние Севера»,
Дерманская Ирина Николаевна – Старший вопитатель
ГКУ ЯНАО «Детский дом””Сияние Севера»

«Здесь живет добро!»

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА «ДЕТСКИЙ ДОМ «СИЯНИЕ СЕВЕРА»

Рабочая программа

«Здесь живет добро!»  

(модуль программы воспитания «Арктическое взросление»  

государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа 

«Детский дом «Сияние Севера») 

на 2024-2025 учебный год

(для детей младшего школьного возраста, подросткового возраста, 

включая детей с ОВЗ)

Автор-разработчик:

Алексеева С.Л., старший воспитатель

Научный руководитель:

Н.В. Гибадуллин, 

кандидат педагогических наук, директор

Участники внутренней экспертизы: 

Белецкая Л.И., старший воспитатель, методист

Бурматова И.В., старший воспитатель

Михайлова П.Р., старший воспитатель 

Сысоева М.В., заместитель директора по лечебной работе

Филиппова О.М., заместитель директора по УВР

Щукина А.И., педагог-психолог

Данная рабочая программа «Здесь живет добро!» (модуль программы воспитания «Арктическое взросление» государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние Севера») на 2024-2025 учебный год (для детей младшего школьного возраста, подросткового возраста, включая детей с ОВЗ) рассмотрена на заседаниях Научно-методического Совета Учреждения (протокол №6 от 30.07.2024), Совета воспитанников (протокол №12 от 15.08.2024) 

п. Кировский, Исетский район, Тюменская область, 2024

  • Паспорт программы
Название программы рабочая программа «Здесь живет добро!» (модуль программы воспитания «Арктическое взросление» государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние Севера»)
Адресат программы воспитанники младшего школьного возраста, подросткового возраста, 

включая детей с ОВЗ

Исполнители программы старшие воспитатели, воспитатели, участники программы – младшие воспитатели 
Сроки реализации проекта 2024-2025 учебный год
Форма реализации программы семейная форма (работа в воспитательных группах по семейному принципу, воспитанники, обучающиеся в 1-4 классах, воспитанники, обучающиеся в 5-8 классах)
Автор программы Алексеева С.Л., старший воспитатель государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние Севера», высшая квалификационная категория
Актуальность программы 1) противоречия между ослабленными позициями духовно-нравственной культуры и осознанием предназначения в жизни, статуса в системе социальных норм воспитанника

2) востребованность освоения духовных ценностей, накопленных человечеством для успешной жизнедеятельности

3) выработка взглядов, убеждений и привычек, соответствующих духовным ценностям, нравственного поведения воспитанников

Цель программы создание условий для целенаправленного формирования морального сознания, развития нравственных чувств, навыков и привычек нравственного поведения воспитанника на основе традиционных общечеловеческих ценностей
Задачи программы 1) формировать у воспитанников мотивацию к принятию и освоению нравственных ценностей, веры в неиссякаемость человеческого добра 

2) содействовать развитию основ, базиса личностной культуры в отношении к людям, явлениям общественной жизни, природе, предметному миру, к самому себе в соответствии с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями 

3) обеспечивать привитие у воспитанников моральных норм, принципов и правил

4) создавать условия для приобретения опыта владения способами социально-экологического сотрудничества, проявлений этического поведения 

5) формировать у воспитанников способности владения общекультурными навыками 

Новизна программы 1) персонифицированный подход к духовно-нравственному развитию и воспитанию с учетом индивидуальных ресурсов и национально-регионального компонента

2) построение содержания программы на основе компонентов базовых ценностей 

3) создание ситуаций успеха для развития самооценки, самопонимания и самоутверждения 

Планируемые результаты 1) приобретение готовности и способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению 

2) осознание себя гражданином России на основе принятия
общих национальных нравственных ценностей

3) принятие безусловной ценности семьи как первоосновы
нашей принадлежности к многонациональному народу Российской
Федерации, Отечеству

4) формирование собственных нравственных обязательств, осуществления нравственного самоконтроля, требования от себя выполнения моральных норм, осуществление нравственной
самооценки своим и чужим поступкам

4) развитие способности к самостоятельным действиям,
совершаемым на основе морального выбора, принятия ответственности за их результаты

5) приобретение опыта использования навыков этнокультурного, этического и экологического отношения к окружающему миру

Основные мероприятия программы реализация индивидуальных интересов воспитанников в форме практико-ориентированных коллективных творческих мероприятий: акция «Твори добро!», турнир «Рыцари в нашем доме», фестиваль «Ямальский акцент», экологическая акция «Живи, Земля!»

итоговое занятие: семейная творческая работа «Выставка «Здесь живет добро!» (ценности и традиции в нашем ямальском доме для детей)

Формы контроля реализации программы самооценка индивидуальных достижений, педагогическое наблюдение и оценка, мониторинг результатов реализации программы  
Практическая целесообразность программы 1) формирование гармоничной личности, развитие ценностно-смысловой сферы посредством духовно-нравственных и базовых национальных ценностей  

2) целенаправленное приобщение детей к семейным ценностям (любовь, забота, доброта, сочувствие, традиции, уважение к старшим, забота о младших членах семьи, любовь к родному краю, бережное отношение к природе) культурным ценностям (произведения искусств, фольклор, национальные праздники, уважение к труду и творчеству) 

3) поддержка успешной социализации в современном обществе

  • Пояснительная записка

Рабочая программа «Здесь живет добро!» (далее – программа) разработана как модуль программы воспитания «Арктическое взросление» государственного казённого учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа в целях обеспечения условий для целенаправленного формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения воспитанников.

Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание воспитательной деятельности, предназначена для воспитанников младшего школьного возраста (1-4 классы) и подросткового возраста (5-8 классы), обучающихся по основной общеобразовательной программе и адаптированной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей детей из числа коренных малочисленных народов Крайнего Севера, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе, имеет социально-экологическую направленность.

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач воспитательной деятельности в ямальском доме для детей, оно многогранно по содержанию – это любовь к родным местам и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать культурно-исторические ценности своей родины.

Результаты педагогических наблюдений показывают, что у детей, прибывающих в детский дом, значительно ослаблены позиции духовно-нравственной культуры. Это связано с приобретенным опытом проживания в неблагополучных семьях, установившимися вредными привычками, склонностями к правонарушениям, выбором асоциальной среды общения.

   Актуальность духовно-нравственного развития и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определена востребованностью освоения ими духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности воспитанников отражается на их поведении, которое контролируется внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. 

Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность социально-психолого-педагогической поддержки каждого ребенка с учетом их возраста и состояния здоровья, физического и психического развития. 

Духовно-нравственные ценности важны для современного общества и являются основой развития любого государства, так как играют важную роль в осознании человеком своего предназначения в жизни, своего статуса в системе социальных норм.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что проводимые мероприятия направлены на формирование гармоничной личности, на развитие ценностно-смысловой сферы посредством духовно-нравственных и базовых национальных ценностей.

Программа поможет целенаправленно учить детей семейным ценностям (любовь, забота, доброта, сочувствие, традиции, уважение к старшим, забота о младших членах семьи, любовь к родному краю, бережное отношение к природе) культурным ценностям (произведения искусств, фольклор, национальные праздники, уважение к труду и творчеству).  

Настоящая программа направлена на развитие и укрепление ценностно-смысловой сферы воспитанника, обеспечивающей успешную социализацию в современном обществе. 

Новизна программы основана на персонифицированном подходе к духовно-нравственному развитию и воспитанию на основе базовых ценностей с учетом индивидуальных ресурсов и национально-регионального компонента в форме ситуаций успеха для развития самооценки, самопонимания и самоутверждения воспитанника.

Цель программы: создание условий для целенаправленного формирования морального сознания, развития нравственных чувств, навыков и привычек нравственного поведения воспитанника на основе традиционных общечеловеческих ценностей. 

Задачи программы:

1) формировать у воспитанников мотивацию к принятию и освоению нравственных ценностей, веры в неиссякаемость человеческого добра;

2) содействовать развитию основ, базиса личностной культуры в отношении к людям, явлениям общественной жизни, природе, предметному миру, к самому себе в соответствии с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями;

3) обеспечивать привитие у воспитанников моральных норм, принципов и правил;

4) создавать условия для приобретения опыта владения способами социально-экологического сотрудничества, проявлений этического поведения;

5) формировать у воспитанников способности владения общекультурными навыками.

Программа рассчитана на 34 академических часа и реализуется в воспитательной группе по семейным принципам. Занятия проводятся в разновозрастной группе воспитанников младшего школьного возраста и подросткового возраста в течение одного учебного года. 

В ходе реализации программы по обращению воспитанника проводятся дополнительные индивидуальные консультации, их количество часов не ограничивается.

  1. Планируемые результаты

В результате реализации программы воспитанник должен иметь ресурс основ духовно-нравственного, этического, экологического воспитания:
– приобретения готовности и способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;

– осознания себя гражданином России на основе принятия
общих национальных нравственных ценностей;

– принятия безусловной ценности семьи как первоосновы
нашей принадлежности к многонациональному народу Российской
Федерации, Отечеству;

– формирования собственных нравственных обязательств, осуществления нравственного самоконтроля, требования от себя выполнения моральных норм, осуществление нравственной
самооценки своим и чужим поступкам;
– развития способности к самостоятельным действиям,
совершаемым на основе морального выбора, принятия ответственности за их результаты;

– приобретения опыта использования навыков этнокультурного, этического и экологического отношения к окружающему миру.

Способы определения результативности реализации программы: самооценка индивидуальных достижений, педагогическое наблюдение и оценка, мониторинг результатов реализации программы.  

  1. Содержание программы

Содержание программы разработано в форме блока тем, объединенных смыслами базовых ценностей духовно-нравственного развития и воспитания, построено на основе интеграции историко-краеведческого, этического, эстетического направлений. 

Для реализации индивидуальных интересов воспитанников в содержание программы включены практико-ориентированные коллективные творческие мероприятия: акция «Твори добро!», турнир «Рыцари в нашем доме», фестиваль «Ямальский акцент», экологическая акция «Живи, Земля!».

Итоговое занятие по программе проводится в форме семейной творческой работы «Выставка «Здесь живет добро!» (ценности и традиции в нашем ямальском доме для детей).

Духовно-нравственные ценности: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, любовь к России, своему народу, своему краю (4 часа).

Ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира как принципа жизни, ценность добра, справедливости, чести; свобода совести и вероисповедания; представление о вере, духовной культуре и светской этике (4 часа).

Ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, единство народов, преемственность истории страны (4 часа).

Жизнеутверждающие ценности – основа главных целей человеческой жизни: человеколюбие, доброта, взаимопомощь, справедливость, совесть, милосердие как социальная форма гражданского общества. Акция «Твори добро!» (4 часа).

 Этнонациональные ценности: фольклор, национальные праздники, творчество и культура коренных малочисленных народов Крайнего Севера, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе, фестиваль «Ямальский акцент» (4 часа).

Крепкая семья. Ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и младших; ценность здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни. Турнир «Рыцари в нашем доме» (4 часа).

Ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность, настойчивость, бережливость. Дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, ценность труда как условие достижения мастерства, ценность творчества (4 часа).

Планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, ответственность человека за окружающую среду. Экологическая акция «Живи, Земля!» (4 часа).

Семейная творческая работа, выставка «Здесь живет добро!» (ценности и традиции в нашем ямальском доме для детей) (2 часа). 

  1. Календарно- тематическое планирование реализации программы
Номер занятия Сроки проведения занятия   Тема, основное содержание занятия
1-4. Сентябрь, 2024 Духовно-нравственные ценности: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, любовь к России, своему народу, своему краю.
5-8. Октябрь, 2024 Ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира как принципа жизни, ценность добра, справедливости, чести; свобода совести и вероисповедания; представление о вере, духовной культуре и светской этике.
9-12. Ноябрь, 2024 Ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, единство народов, преемственность истории страны.
13-16.  Декабрь, 2024 Жизнеутверждающие ценности – основа главных целей человеческой жизни: человеколюбие, доброта, взаимопомощь, справедливость, совесть, милосердие как социальная форма гражданского общества. Акция «Твори добро!».
17-20. Январь, 2025 Этнонациональные ценности: фольклор, национальные праздники, творчество и культура коренных малочисленных народов Крайнего Севера, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе, фестиваль «Ямальский акцент».
21-24. Февраль, 2025 Крепкая семья. Ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и младших; ценность здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни. Турнир «Рыцари в нашем доме».
25-28. Март, 2025 Ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность, настойчивость, бережливость. Дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, ценность труда как условие достижения мастерства, ценность творчества.
29-32. Апрель, 2025 Планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, ответственность человека за окружающую среду. Экологическая акция «Живи, Земля!»
33-34. Май, 2025 Семейная творческая работа, выставка «Здесь живет добро!» (ценности и традиции в нашем ямальском доме для детей).