автор:
Алексеева Светлана Леонидовна – Старший воспитатель
ГКУ ЯНАО «Детский дом «Сияние Севера»,
Дерманская Ирина Николаевна – Старший вопитатель
ГКУ ЯНАО «Детский дом””Сияние Севера»
«Здесь живет добро!»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА «ДЕТСКИЙ ДОМ «СИЯНИЕ СЕВЕРА»
Рабочая программа
«Здесь живет добро!»
(модуль программы воспитания «Арктическое взросление»
государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа
«Детский дом «Сияние Севера»)
на 2024-2025 учебный год
(для детей младшего школьного возраста, подросткового возраста,
включая детей с ОВЗ)
Автор-разработчик:
Алексеева С.Л., старший воспитатель
Научный руководитель:
Н.В. Гибадуллин,
кандидат педагогических наук, директор
Участники внутренней экспертизы:
Белецкая Л.И., старший воспитатель, методист
Бурматова И.В., старший воспитатель
Михайлова П.Р., старший воспитатель
Сысоева М.В., заместитель директора по лечебной работе
Филиппова О.М., заместитель директора по УВР
Щукина А.И., педагог-психолог
Данная рабочая программа «Здесь живет добро!» (модуль программы воспитания «Арктическое взросление» государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние Севера») на 2024-2025 учебный год (для детей младшего школьного возраста, подросткового возраста, включая детей с ОВЗ) рассмотрена на заседаниях Научно-методического Совета Учреждения (протокол №6 от 30.07.2024), Совета воспитанников (протокол №12 от 15.08.2024)
п. Кировский, Исетский район, Тюменская область, 2024
- Паспорт программы
Название программы | рабочая программа «Здесь живет добро!» (модуль программы воспитания «Арктическое взросление» государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние Севера») |
Адресат программы | воспитанники младшего школьного возраста, подросткового возраста,
включая детей с ОВЗ |
Исполнители программы | старшие воспитатели, воспитатели, участники программы – младшие воспитатели |
Сроки реализации проекта | 2024-2025 учебный год |
Форма реализации программы | семейная форма (работа в воспитательных группах по семейному принципу, воспитанники, обучающиеся в 1-4 классах, воспитанники, обучающиеся в 5-8 классах) |
Автор программы | Алексеева С.Л., старший воспитатель государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние Севера», высшая квалификационная категория |
Актуальность программы | 1) противоречия между ослабленными позициями духовно-нравственной культуры и осознанием предназначения в жизни, статуса в системе социальных норм воспитанника
2) востребованность освоения духовных ценностей, накопленных человечеством для успешной жизнедеятельности 3) выработка взглядов, убеждений и привычек, соответствующих духовным ценностям, нравственного поведения воспитанников |
Цель программы | создание условий для целенаправленного формирования морального сознания, развития нравственных чувств, навыков и привычек нравственного поведения воспитанника на основе традиционных общечеловеческих ценностей |
Задачи программы | 1) формировать у воспитанников мотивацию к принятию и освоению нравственных ценностей, веры в неиссякаемость человеческого добра
2) содействовать развитию основ, базиса личностной культуры в отношении к людям, явлениям общественной жизни, природе, предметному миру, к самому себе в соответствии с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями 3) обеспечивать привитие у воспитанников моральных норм, принципов и правил 4) создавать условия для приобретения опыта владения способами социально-экологического сотрудничества, проявлений этического поведения 5) формировать у воспитанников способности владения общекультурными навыками |
Новизна программы | 1) персонифицированный подход к духовно-нравственному развитию и воспитанию с учетом индивидуальных ресурсов и национально-регионального компонента
2) построение содержания программы на основе компонентов базовых ценностей 3) создание ситуаций успеха для развития самооценки, самопонимания и самоутверждения |
Планируемые результаты | 1) приобретение готовности и способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению
2) осознание себя гражданином России на основе принятия 3) принятие безусловной ценности семьи как первоосновы 4) формирование собственных нравственных обязательств, осуществления нравственного самоконтроля, требования от себя выполнения моральных норм, осуществление нравственной 4) развитие способности к самостоятельным действиям, 5) приобретение опыта использования навыков этнокультурного, этического и экологического отношения к окружающему миру |
Основные мероприятия программы | реализация индивидуальных интересов воспитанников в форме практико-ориентированных коллективных творческих мероприятий: акция «Твори добро!», турнир «Рыцари в нашем доме», фестиваль «Ямальский акцент», экологическая акция «Живи, Земля!»
итоговое занятие: семейная творческая работа «Выставка «Здесь живет добро!» (ценности и традиции в нашем ямальском доме для детей) |
Формы контроля реализации программы | самооценка индивидуальных достижений, педагогическое наблюдение и оценка, мониторинг результатов реализации программы |
Практическая целесообразность программы | 1) формирование гармоничной личности, развитие ценностно-смысловой сферы посредством духовно-нравственных и базовых национальных ценностей
2) целенаправленное приобщение детей к семейным ценностям (любовь, забота, доброта, сочувствие, традиции, уважение к старшим, забота о младших членах семьи, любовь к родному краю, бережное отношение к природе) культурным ценностям (произведения искусств, фольклор, национальные праздники, уважение к труду и творчеству) 3) поддержка успешной социализации в современном обществе |
- Пояснительная записка
Рабочая программа «Здесь живет добро!» (далее – программа) разработана как модуль программы воспитания «Арктическое взросление» государственного казённого учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа в целях обеспечения условий для целенаправленного формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения воспитанников.
Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание воспитательной деятельности, предназначена для воспитанников младшего школьного возраста (1-4 классы) и подросткового возраста (5-8 классы), обучающихся по основной общеобразовательной программе и адаптированной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей детей из числа коренных малочисленных народов Крайнего Севера, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе, имеет социально-экологическую направленность.
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач воспитательной деятельности в ямальском доме для детей, оно многогранно по содержанию – это любовь к родным местам и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать культурно-исторические ценности своей родины.
Результаты педагогических наблюдений показывают, что у детей, прибывающих в детский дом, значительно ослаблены позиции духовно-нравственной культуры. Это связано с приобретенным опытом проживания в неблагополучных семьях, установившимися вредными привычками, склонностями к правонарушениям, выбором асоциальной среды общения.
Актуальность духовно-нравственного развития и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определена востребованностью освоения ими духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности воспитанников отражается на их поведении, которое контролируется внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями.
Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность социально-психолого-педагогической поддержки каждого ребенка с учетом их возраста и состояния здоровья, физического и психического развития.
Духовно-нравственные ценности важны для современного общества и являются основой развития любого государства, так как играют важную роль в осознании человеком своего предназначения в жизни, своего статуса в системе социальных норм.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что проводимые мероприятия направлены на формирование гармоничной личности, на развитие ценностно-смысловой сферы посредством духовно-нравственных и базовых национальных ценностей.
Программа поможет целенаправленно учить детей семейным ценностям (любовь, забота, доброта, сочувствие, традиции, уважение к старшим, забота о младших членах семьи, любовь к родному краю, бережное отношение к природе) культурным ценностям (произведения искусств, фольклор, национальные праздники, уважение к труду и творчеству).
Настоящая программа направлена на развитие и укрепление ценностно-смысловой сферы воспитанника, обеспечивающей успешную социализацию в современном обществе.
Новизна программы основана на персонифицированном подходе к духовно-нравственному развитию и воспитанию на основе базовых ценностей с учетом индивидуальных ресурсов и национально-регионального компонента в форме ситуаций успеха для развития самооценки, самопонимания и самоутверждения воспитанника.
Цель программы: создание условий для целенаправленного формирования морального сознания, развития нравственных чувств, навыков и привычек нравственного поведения воспитанника на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
Задачи программы:
1) формировать у воспитанников мотивацию к принятию и освоению нравственных ценностей, веры в неиссякаемость человеческого добра;
2) содействовать развитию основ, базиса личностной культуры в отношении к людям, явлениям общественной жизни, природе, предметному миру, к самому себе в соответствии с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями;
3) обеспечивать привитие у воспитанников моральных норм, принципов и правил;
4) создавать условия для приобретения опыта владения способами социально-экологического сотрудничества, проявлений этического поведения;
5) формировать у воспитанников способности владения общекультурными навыками.
Программа рассчитана на 34 академических часа и реализуется в воспитательной группе по семейным принципам. Занятия проводятся в разновозрастной группе воспитанников младшего школьного возраста и подросткового возраста в течение одного учебного года.
В ходе реализации программы по обращению воспитанника проводятся дополнительные индивидуальные консультации, их количество часов не ограничивается.
- Планируемые результаты
В результате реализации программы воспитанник должен иметь ресурс основ духовно-нравственного, этического, экологического воспитания:
– приобретения готовности и способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
– осознания себя гражданином России на основе принятия
общих национальных нравственных ценностей;
– принятия безусловной ценности семьи как первоосновы
нашей принадлежности к многонациональному народу Российской
Федерации, Отечеству;
– формирования собственных нравственных обязательств, осуществления нравственного самоконтроля, требования от себя выполнения моральных норм, осуществление нравственной
самооценки своим и чужим поступкам;
– развития способности к самостоятельным действиям,
совершаемым на основе морального выбора, принятия ответственности за их результаты;
– приобретения опыта использования навыков этнокультурного, этического и экологического отношения к окружающему миру.
Способы определения результативности реализации программы: самооценка индивидуальных достижений, педагогическое наблюдение и оценка, мониторинг результатов реализации программы.
- Содержание программы
Содержание программы разработано в форме блока тем, объединенных смыслами базовых ценностей духовно-нравственного развития и воспитания, построено на основе интеграции историко-краеведческого, этического, эстетического направлений.
Для реализации индивидуальных интересов воспитанников в содержание программы включены практико-ориентированные коллективные творческие мероприятия: акция «Твори добро!», турнир «Рыцари в нашем доме», фестиваль «Ямальский акцент», экологическая акция «Живи, Земля!».
Итоговое занятие по программе проводится в форме семейной творческой работы «Выставка «Здесь живет добро!» (ценности и традиции в нашем ямальском доме для детей).
Духовно-нравственные ценности: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, любовь к России, своему народу, своему краю (4 часа).
Ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира как принципа жизни, ценность добра, справедливости, чести; свобода совести и вероисповедания; представление о вере, духовной культуре и светской этике (4 часа).
Ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, единство народов, преемственность истории страны (4 часа).
Жизнеутверждающие ценности – основа главных целей человеческой жизни: человеколюбие, доброта, взаимопомощь, справедливость, совесть, милосердие как социальная форма гражданского общества. Акция «Твори добро!» (4 часа).
Этнонациональные ценности: фольклор, национальные праздники, творчество и культура коренных малочисленных народов Крайнего Севера, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе, фестиваль «Ямальский акцент» (4 часа).
Крепкая семья. Ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и младших; ценность здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни. Турнир «Рыцари в нашем доме» (4 часа).
Ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность, настойчивость, бережливость. Дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, ценность труда как условие достижения мастерства, ценность творчества (4 часа).
Планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, ответственность человека за окружающую среду. Экологическая акция «Живи, Земля!» (4 часа).
Семейная творческая работа, выставка «Здесь живет добро!» (ценности и традиции в нашем ямальском доме для детей) (2 часа).
- Календарно- тематическое планирование реализации программы
Номер занятия | Сроки проведения занятия | Тема, основное содержание занятия |
1-4. | Сентябрь, 2024 | Духовно-нравственные ценности: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, любовь к России, своему народу, своему краю. |
5-8. | Октябрь, 2024 | Ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира как принципа жизни, ценность добра, справедливости, чести; свобода совести и вероисповедания; представление о вере, духовной культуре и светской этике. |
9-12. | Ноябрь, 2024 | Ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, единство народов, преемственность истории страны. |
13-16. | Декабрь, 2024 | Жизнеутверждающие ценности – основа главных целей человеческой жизни: человеколюбие, доброта, взаимопомощь, справедливость, совесть, милосердие как социальная форма гражданского общества. Акция «Твори добро!». |
17-20. | Январь, 2025 | Этнонациональные ценности: фольклор, национальные праздники, творчество и культура коренных малочисленных народов Крайнего Севера, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе, фестиваль «Ямальский акцент». |
21-24. | Февраль, 2025 | Крепкая семья. Ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и младших; ценность здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни. Турнир «Рыцари в нашем доме». |
25-28. | Март, 2025 | Ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность, настойчивость, бережливость. Дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, ценность труда как условие достижения мастерства, ценность творчества. |
29-32. | Апрель, 2025 | Планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, ответственность человека за окружающую среду. Экологическая акция «Живи, Земля!» |
33-34. | Май, 2025 | Семейная творческая работа, выставка «Здесь живет добро!» (ценности и традиции в нашем ямальском доме для детей). |