автор:
Алексеева Наталия Николаевна
старший воспитатель МБДОУ “Детский сад №1 “Семицветик”
Кочетова Ольга Александровна
старший воспитатель МБДОУ “Детский сад №1 “Семицветик”
Модель методической службы
Старшие воспитатели Алексеева Н.Н., Кочетова О.А.
Модель методической службы дошкольного учреждения
Актуальность
Современное дошкольное образование является одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы Российской Федерации. Новые требования ФГОС дошкольного образования к определению структуры, условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования оказывают непосредственное влияние на работу с педагогическими кадрами, призванными реализовывать воспитательно-образовательный процесс в изменяющихся условиях. И в нашем регионе, как и в других регионах России, дошкольные образовательные учреждения, испытывают ряд кадровых проблем. В частности, отмечается дефицит квалифицированных кадров, слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним запросам общества, отстающая от реальных потребностей отрасли система переподготовки и повышения квалификации, которая тормозит развитие кадрового потенциала, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса и использование соответствующих образовательных технологий.
В сфере дошкольного образования условия для непрерывного образования педагогов создаются в рамках методической работы. Традиционная методическая работа предполагала повышение качества профессионального уровня педагога посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умений за счет копирования их в своей деятельности. Новые ценности методической работы определяются исходя из новой цели: подготовка педагога как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации.
В связи с этим, повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства педагогов-дошкольников рассматривается не только как процесс накопления знаний, а как процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий. Такая переориентация методической работы определяет необходимость нового качества формируемых в ее процессе профессионально-личностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества современного педагога. В связи с этим изменяются подходы к организации методической работы, приоритет отдается активным формам и методам освоения новых знаний и умений.
Концепция деятельности методической службы
Концепция деятельности методической службы включает: систему идей, взглядов, методологических подходов, принципов, цели и задач и др., обосновывающих созданную модель.
Основополагающая идея, которой мы руководствовались, создавая модель методической службы: чем лучше и точнее модель отражает реальный мир, тем выше ее потенциал как средства оказания помощи тем, кто ее будет воплощать в жизнь.
Эта идея предъявляет к модели методической службы ряд требований:
– модель должна быть адекватна отражаемому объекту, иначе она не выполнит своей функции;
– модель должна быть открытой, чтобы иметь возможность гибко реагировать на внешние изменения: либо появлением (устранением) одного из структурных элементов, либо образованием новых связей в структуре и т.д.;
– модель должна быть реальной, т.е. построена с учетом условий “внешней” по отношению к модели среды;
– проверяемость модели на достоверность: установить, все ли существенные компоненты реальной действительности встроены в модель.
Таким образом, цель деятельности методической службы можно сформулировать следующими направлениями: создание в образовательном учреждении организационно-педагогических условий для выполнения основной образовательной программы дошкольного образования; осуществление непрерывного образования педагогов; развитие профессиональных потребностей всех членов педагогического коллектива; создание в образовательном учреждении коллектива единомышленников.
Цель определяет задачи:
– создание единого информационного пространства и регулирование информационных потоков управленческой и научно-методической документации, концентрация ценного опыта достижений в образовательной практике;
– обеспечение педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях развития дошкольного образования, современных требованиях к организации педагогического процесса, учебно-методической литературе по проблемам обучения, воспитания и развития воспитанников;
– оказание методической поддержки и необходимой помощи участникам педагогического процесса (педагогам, родителям (законным представителям) воспитанников и др.) по вопросам воспитания, обучения и развития детей;
– определение содержания предметно-развивающей среды и учебно-методического оснащения основной образовательной программы дошкольного образования;
– организация работы по созданию нормативно-правовой базы функционирования и развития образовательного учреждения;
– способствование созданию программно-методического и научного обеспечения учебно-воспитательного процесса, условий для внедрения и распространения положительного педагогического опыта, инноваций, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и других видов творческой деятельности;
– обеспечение проведения диагностических и аттестационных процедур для объективного анализа процесса развития и достигнутых результатов, стимулирования педагогического творчества;
– осуществление контроля за выполнением требований ФГОС дошкольного образования;
– способствование саморазвитию, повышению квалификации педагогических кадров.
При построении модели методической службы мы основывались на таких методологических подходах, как: системный, функциональный, ситуационный, дифференцированный.
Системный подход предполагает взаимосвязь отдельных форм методической работы между собой, поступательность движений в формировании профессиональных знаний, умений, навыков педагогов, опору на предшествующий опыт. Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, необходимо учитывать их оптимальное сочетание между собой.
Функциональный (процессный) подход определяет, что организация методической работы строится на основе управленческого цикла: ее цель определяется на основе сбора информации (педагогический анализ), формы, методы, средства обучения отвечают потребностям и особенностям всей системы, а также субъектов обучения, необходимым условием является результативность работы, контроль достижения поставленной цели, педагогический анализ и постановка новой цели.
Ситуационный подход – структура методической работы для каждого дошкольного учреждения будет разной, неповторимой. Эта неповторимость объясняется конкретными для данного учреждения как организационно-педагогическими, так и морально-психологическими условиями в коллективе.
Дифференцированный подход предполагает целенаправленное педагогическое воздействие на группы педагогов, которые выделяются по сходным индивидуальным, личностным качествам.
Основной принцип построения модели методической службы: «принцип командного управления», который предполагает создание «команд» (мобильных функциональных подразделений), которые рассматривают и решают вопросы с позиции трех управленческих уровней (стратегического, тактического и информационно-аналитического). Каждый педагог имеет возможность стать участником «команды» в соответствии со своими актуальными потребностями и ожиданиями учреждения.
Организационная структура методической службы
Выбирая организационную структуру для модели методической службы, мы сразу отказались от традиционной линейной структуры из-за ее недостаточной эффективности. (Для линейной структуры характерно наличие двух или более иерархических уровней управления, на каждом из которых руководителю подчиняется группа сотрудников. Отношения между руководителем и подчиненными строятся по принципу единоначалия. Руководители наделяются полномочиями решать любые вопросы, возникающие в деятельности подчиненной ему группы. Такая организация деятельности минимизирует инициативу, творчество педагогов, а также снижает гибкость управления).
Учитывая приоритетное направление деятельности нашего учреждения (духовно-нравственное развитие дошкольников), а также основной подход, который мы используем для реализации приоритетного направления (социально-педагогическое проектирование), при создании модели методической службы нами была выбрана матричная линейно-функциональная организационная структура:
– наличие функциональных подразделений, которые специализируются на выполнении определенных видов управленческих действий и которые могут принимать решения относительно ограниченного круга специальных вопросов (команда «Образовательные области», команда «Коррекционная педагогика», команда «Проект» и др.);
– одновременная реализация многих проектов (один и тот же сотрудник может одновременно входить в разные проектные, творческие группы и подчиняться нескольким руководителям проектов, не имеющих административных полномочий).
Деятельность методической службы выстраивается с позиции трех управленческих уровней: стратегического, тактического и информационно-аналитического.
На стратегическом уровне определяются приоритетные направления развития методической и научно-исследовательской работы педагогов; программно-методическое обеспечение деятельности учреждения; обобщение и распространение передового педагогического опыта. В нашем учреждении стратегический уровень представлен научно-методической командой (НМК) и педагогическим советом. В научно-методическую команду включаются: заведующий, заместитель заведующего, старшие воспитатели, воспитатели высокого профессионального уровня, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, педагог дополнительного образования. На заседаниях педагогического совета учреждения коллегиально обсуждаются, корректируются и утверждаются направления деятельности, разработанные научно-методической командой.
Тактический уровень представляет собой взаимодействие инвариантной (стабильной) и вариативной (меняющейся) составляющих методической службы, представленных разнообразными направлениями работы с педагогами.
Инвариантная составляющая включает рассмотрение вопросов развития профессиональной компетентности педагогов в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Главная цель – совершенствование уровня психолого-педагогических и методических знаний, умений, профессионального опыта, создание условий для непрерывного развития и саморазвития профессиональной компетентности и профессиональной успешности педагогов. Инвариантная составляющая представлена командами:
– «Образовательные области» (состав команды: заместитель заведующего, старшие воспитатели, воспитатели) – помощь педагогам в организации образовательной деятельности по образовательным областям (формы: семинар «Образовательные технологии деятельностного типа», еженедельная пятиминутка «Глоссарий», консультации)
– «Коррекционная педагогика» (состав команды: учителя-логопеды, педагог-психолог, воспитатели групп комбинированной направленности) – помощь педагогам в организации коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми с ОВЗ (формы: творческие группы, интегрированные занятия);
– «Профстандарт» (состав команды: заместитель заведующего, старшие воспитатели) – подготовка педагогов к работе в условиях введения Профессионального стандарта педагога (формы: семинар)
Вариативная составляющая более гибкая, отвечает на актуальные запросы, ожидания, проблемы, возникающие в практической деятельности педагогов, решение которых может быть найдено в процессе организации проектной деятельности, социального партнерства.
Вариативная составляющая представлена командами:
– «Проект» (состав команды: старшие воспитатели, все педагоги учреждения) – планирование и практическое воплощение педагогических и социально-педагогических проектов, направленных на организацию деятельности по реализации приоритетного направления (духовно-нравственное развитие дошкольников), основная форма: проект;
– «Социальное партнерство» (состав команды: заведующий, заместитель заведующего, старшие воспитатели) – организация взаимодействия всех субъектов социокультурной среды по целенаправленному и системному социопедагогическому воздействию на развитие личности ребенка на основе исследования и анализа проблем социально-образовательного характера конкретной территории (города Тамбова) и привлечения родительской общественности, квалифицированных кадров из разнообразных общественных организаций, учреждений культуры и образования (формы: клуб, конференция, экскурсии).
Вариативная и инвариантная составляющие на тактическом уровне – это звено, которое непосредственно воплощает идеи, решения и рекомендации, принятые на стратегическом уровне.
Информационно-аналитический уровень представлен Программой внутренней системы оценки качества образования.
Оценку качества осуществляют мониторинговые группы:
– мониторинговая группа №1 «Качество условий» – заведующий, заместитель заведующего, заместитель заведующего по АХР, старший воспитатель, медицинская сестра, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, воспитатели высокого профессионального уровня.
– мониторинговая группа №2 «Качество процессов» – заведующий, заместитель заведующего, старший воспитатель, воспитатели высокого профессионального уровня.
– мониторинговая группа №3 «Качество результата» – заведующий, заместитель заведующего, старший воспитатель.
Положение о внутренней системе оценки качества образования в МБДОУ «Детский сад №1 «Семицветик» |
Программа внутренней системы оценки качества образования в МБДОУ «Детский сад №1 «Семицветик» |
Направления внутренней оценки качества образования |
качество условий | качество процессов | качество результата |
мониторинговая группа №1
«Качество условий» |
мониторинговая группа №2 «Качество процессов» | мониторинговая группа №3
«Качество результата» |
Сбор документально зафиксированных количественных и качественных результатов оценки, заполнение «Диагностической матрицы по определению количественных и качественных показателей системы оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении»
Анализ полученных результатов внутренней системы оценки качества образования |
Выводы, принятие управленческих решений, выработка стратегий на основе полученных результатов |
Эффективность деятельности методической службы оценивается в трех направлениях: для ребенка, родителей, педагогов. Критерии эффективности работы:
Эффективность для ребенка:
- положительная динамика качества обучения и воспитания;
- отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья воспитанников;
- дифференцированный подход к каждому ребенку;
Эффективность для родителя:
- положительная оценка деятельности ДОУ, педагогов со стороны родителей;
- готовность и желание родителей помогать ДОУ;
- высокая степень информированности о состоянии дел в ДОУ среди родителей;
Эффективность для педагога:
- положительный психологический климат в коллективе;
- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
- удовлетворенность педагогов собственной деятельностью;
- качественно организованная система повышения квалификации;
- высокий уровень профессиональной деятельности.
Методическая служба является связующим звеном между педагогическим коллективом, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом, содействующим становлению, развитию и реализации профессиональной культуры педагогов, развитию их личностного потенциала.
Непосредственное взаимодействие методическая служба осуществляет с психологической, медицинской службами, другими подразделениями, органами самоуправления образовательного учреждения. Методическая служба учреждения работает в тесной взаимосвязи с образовательными учреждениями дополнительного педагогического образования (повышения квалификации), средними и высшими профессиональными образовательными учреждениями, другими организациями, деятельность которых связана с разнообразными проблемами дошкольного детства, с учреждениями культуры и спорта, разнообразными общественными проектами.
Таким образом, главные ориентиры результативной деятельности предложенной модели командного управления – рост профессиональной компетентности каждого педагога дошкольного учреждения и увеличение возможностей отдельных профессиональных объединений педагогов. В целом представленная модель методической службы:
– создает условия для совершенствования и развития профессиональной компетентности педагогов;
– отвечает основным принципам: научности, системности, единства теории и практики, гибкости и мобильности, связи с жизнью и др., что находит отражение методических секциях, творческих мастерских, научно-исследовательских коллективах и т.п.;
– ориентирована на совершенствование и развитие когнитивной, деятельностной и личностной характеристик профессиональной деятельности педагогов, что, на наш взгляд, оставляет основу профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения;
– реализуется на трех соответствующих управленческих уровнях (стратегическом, тактическом, информационно-аналитическом);
– строит свою работу с опорой на нормативные документы федерального и регионального уровней;
– учитывает как коллективные, так и индивидуальные траектории развития профессиональной компетентности педагогов, реализующиеся через различные компоненты тактического уровня и содержание педагогической деятельности
Представленная модель методической службы дошкольного образовательного учреждения является открытой системой: в ней возможны изменения и корректировки, которые определяются необходимостью обеспечения системы дошкольного образования высококвалифицированными кадрами, соответствующими запросам современного общества.
Реализация описанной модели методической службы образовательного учреждения направлена на повышение конкурентоспособности образовательного учреждения на рынке образовательных услуг и возможна при условии создания непрерывной системы повышения квалификации педагогических кадров.
Успех предлагаемой модели зависит от желания и готовности к совместной работе администрации и педагогического коллектива образовательного учреждения, от консолидации их в коллектив единомышленников, выработки единого педагогического кредо, общих ценностей, традиций.
Матричная модель методической службы МБДОУ «Детский сад №1 «Семицветик»