Автор: Алексеева Лариса Александровна
учитель начальных классов МАОУ «Школа №37» г. Великий Новгород
Проект «Для любимой мамочки»
Проект «Для любимой мамочки».
«Для любимой мамочки» — это проект, над которым младшие школьники работа ли с огромным удовольствием в течение почти четырех месяцев: приступили к нему в ноябре, а презентация состоялась в канун Дня 8 Марта. В проектную деятельность были вовлечены все до единого ученика класса, при этом каждый получил возможность проявить свои творческие способности.
Началом проекта стало предложение учителя подготовить к празднику для каждой мамы подарок в виде папки с творческими работами (сочинениями, рисунками, поделками и т.д.). При обсуждении проекта папку решили назвать «Для любимой мамочки», договорились все тексты записывать, а не набирать на компьютере, чтобы каждая мама увидела, что тепло и душу в этот подарок вложил именно ее ребенок.
Проект «Для любимой мамочки» — межпредметный. Работа проводилась в рамках внеурочной деятельности и продолжалась на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии, музыки.
Виды работы на уроках русского языка
- Изложение «Мамины помощники».
- Мини-сочинение «Прости меня».
Во время подготовки к мини-сочинению учитель предложил ученикам вспомнить случай, когда они чем-то обидели или огорчили свою маму, и попросить у нее прощение в форме мини-сочинения.
- Коллективная работа «Все на букву М для мамы».
На уроке ученики составили текст, в котором каждое слово начинается на букву М.
Моя мамочка
Моя мамочка молодая. Моя мамочка милая. Моя мамочка мудрая. Много молодых милых мудрых мам. Мне милее миллиона мам мамочка моя.
Во внеурочное время проверенные учителем изложения, мини-сочинения и коллективно составленный текст ученики аккуратно переписали на тетрадные листы, которые затем наклеили на листы плотной цветной бумаги формата А4 и вложили в отдельные файлы.
Виды работы на уроках литературного чтения
- «Ласковые слова».
На одном из уроков учитель предложил ученикам вспомнить и записать самые добрые и нежные слова и выражения для мамочки. Далее учащиеся работали индивидуально: записывали слова на отдельном листе в течение нескольких дней. Они это могли делать на перемене, после уроков, в ГПД, дома (разрешалась помощь пап). Оформив страничку «Ласковые слова», учащиеся вложили ее в отдельный файл.
- Творческая работа «Рифмы ко Дню 8 Марта».
В содержание одного из уроков было включено повторение понятия «рифма» и игра в рифмы, связанные с праздником 8 Марта.
Учитель познакомил учащихся с текстом сочиненной им «Маминой песенки». Лист с напечатанным текстом песни учащиеся также наклеили на лист цветной бумаги и вложили в отдельный файл.
Во внеурочное время учащимся было предложено записать рифмы, связанные с праздником 8 Марта, попробовать сочинить стихи. У кого-то получилось одно четверостишие, у кого-то — несколько, кто-то сочинил целую поэму, а два ученика ограничились одной рифмой — «мамочка — лапочка». Творческие работы «Рифмы ко Дню 8 Марта» учащиеся оформили как все предыдущие: красиво переписали их на тетрадные листы, которые потом наклеили на цветную бумагу, и вложили в файл.
Виды работы на уроках технологии, изобразительного искусства, музыки
В ходе подготовки к празднику 8 Марта учащиеся нарисовали портреты своих мам, выполнили панно из шерстяных ниток на тему «8 Марта» и панно «Цветы для мамы». Эти работы они также разложили по отдельным файлам.
Каждый ученик самостоятельно изготовил красивый конверт с надписью «Секрет», вложил в него сделанную своими руками открытку с рисунками и пожеланиями для мамы. (Данная работа учителем не проверялась, поскольку содержимое конверта было предназначено маме.) Запечатанные конверты ученики вложили в файлы. Файл «Секрет» — последний в папке «Для любимой мамочки».
«Мамину песенку», сочиненную учителем во время игры в «рифмы», ученики разучили на уроках музыки (исполняется на мотив песни «Едет-едет Дед Мороз…»).
В заключение все файлы со своими работами ученики скрепили между собой и разместили в папке с надписью «Для любимой мамочки» в следующем порядке:
«Портрет мамы». Панно «8 Марта».
«Моя мамочка».
«Ласковые слова».
«Мамины помощники».
«Прости меня».
«Мамина песенка».
Панно «Цветы для мамы».
«Рифмы ко Дню 8 Марта».
«Секрет».
Презентация проекта «Для любимой мамочки»
Ход презентации.
1-й учени к.
Кто пришел ко мне с утра?
Кто сказал: вставать пора?
В с е. Мама!
2-й учени к.
Кашу кто успел сварить, Чаю в чашечку налить?
В с е. Мама!
3-й ученик (девочка).
Кто косички мне заплел? Целый дом один подмел?
В с е. Мама!
4-й учени к.
Кто ребячий любит смех? Кто на свете лучше всех?
В с е. Мама!
Учител ь. Самый главный, самый родной и близкий человек для любого из нас — наша мама.
5-й ученик. Мама… Ее глаза всегда смотрят с теплотой и нежностью.
6-й ученик. Мама… Ее руки самые добрые и ласковые. Они все умеют.
7-й ученик. Мама… Ее сердце самое верное и чуткое.
8-й ученик. Мама… Она многому нас научила и еще очень многому научит.
9-й учени к. Мама… Она всегда поддержит нас в трудную минуту.
10-й учени к. И неважно, сколько тебе лет, для мамы ты — самый любимый ребенок на свете.
Учител ь. Каждый из вас очень любит свою маму. А часто ли вы говорите ей об этом? Каждой маме приятны добрые слова ее ребенка, его внимание, забота.
11-й учени к.
Все хожу, все думаю, смотрю,
Что же маме я на праздник подарю? Может, книжку, может быть, конфет? Нет…
Учитель.
Подарок нужен необычный…
Пусть это будет праздничный проект!
12-й учени к.
В подарок можно дудеть,
Подарок можно надеть,
Подарки вкусные есть.
Их просто даже не счесть.
Подарок может взлететь
Или в клетке сидеть и петь.
Подарок может ползти
Или плыть, плавниками грести.
Но лучший подарок маме —
Тот, что сделан своими руками.
Учитель. Над нашим проектом, результатом которого стал подарок для наших мам, мы работали в течение нескольких месяцев. И каждый ученик подготовил к празднику замечательную папку. Как она называется?
В с е. Для любимой мамочки!
Ученики преподносят мамам папки-подарки.
Учитель. Дорогие мамы, откройте папку. Вы себя узнали? Да, это ваш порт рет. Посмотрите, с какой любовью он нарисован вашим ребенком!
А какая красивая восьмерка сделана его руками из шерстяных ниток! В эту работу тоже вложено немало старания и души.
13-учени к.
В марте есть такой денек:
С цифрой, словно кренделек, Эту цифру каждый знает — Цифра маму поздравляет!
Учитель. В следующем файле — результат коллективной работы «Все на букву М для мамы». Эти слова относятся к каждой маме.
14-й учени к.
Пусть каждое словечко
Несет тепло, любовь.
И наших мам сердечки
Согреет нежность слов.
Учащиеся называют ласковые слова «по цепочке».
Учитель. Слова, которые вы сейчас услышали, тоже были собраны целым классом. А для любимой мамочки каждый ученик записал свои слова на страничке ласковых слов.
Мамам очень приятно слышать от вас ласковые слова. А еще приятнее, когда вы им помогаете.
15-й ученик (мальчик).
Мама Ставила Пирог,
Я, конечно, Ей помог:
В тесто Бросил
Горсть Корицы,
Вылил Баночку Горчицы.
Я пирог Испек
На славу!..
А вот есть его Не мог.
16-й учени к.
Помочь мы маме захотели,
Сварили суп из вермишели.
Нас похвалила мама наша:
«Ну и вкусна же ваша каша».
17-й учени к.
Посмотрите! Я большая!
Мне уже немало лет.
Как большая наряжаюсь
В туфли, бусы и браслет.
Как большая наряжаюсь,
Если… мамы дома нет.
18-й учени к.
Раз пошел Алеша сам
За крупой в универсам.
«Мама, а крупы там нет,
Мне пришлось купить конфет!»
Учитель. Конечно же это стихотворения-шутки. Вы — настоящие мамины помощники. На уроке русского языка мы даже написали изложение, которое так и называется — «Мамины помощники».
Ученик читает вслух изложение «Мамины помощники».
На следующей страничке — сочинение-признание «Прости меня». Сочинение каждый писал только для своей мамы, поэтому озвучивать мы их не будем, а вот стихи на эту тему прочитаем.
19-й учени к.
Сегодня все не так вокруг:
Учебник валится из рук,
И заслоняет солнце тучка,
И очень плохо пишет ручка,
И в ухе звон, и грязь в тетрадке,
И леденцы совсем не сладки.
Причина в том, скажу вам прямо,
Что на меня в обиде мама…
Что ж все исправить не спешу?
Пойду прощенье попрошу.
20-й учени к.
Я маму крепко поцелую,
Обниму ее, родную.
Мама — солнышко мое.
Очень я люблю ее!
21-й учени к.
А в минуту грусти
Для мамочки спою.
Пусть песенка расскажет,
Как я ее люблю.
Учитель. На следующей страничке — песенка для мамы. Слова написаны мной специально для этого проекта. Ваши дочери и сыновья ее выучили и сейчас исполнят для вас.
Все (исполняют хором).
Скоро-скоро мамин день!
Мне готовиться не лень.
Маме песенку спою
Я веселую свою,
Потому что очень-очень
Маму я люблю!
Буду маму поздравлять
И здоровья ей желать.
Не болей и не старей,
Будь, родная, веселей!
Ну а я всегда на помощь
Поспешу скорей.
В марте праздник есть такой —
С цифрой «восемь» завитой.
Он для нас любимым стал.
В классе он всех мам собрал.
И в хорошем настроении
Всех гостей застал.
Учитель.
Нежности учит мамина ласка.
Учит добру нас мамина сказка.
Кому из вас мама читала в раннем детстве сказки перед сном? А сегодня вы подарите мамам свои стихи. Вы очень старались, сочиняя их.
Учащиеся читают стихи собственного сочинения.
Следующий подарок — замечательные панно с самыми красивыми цветами на свете.
22-й учени к.
Пусть радостно сегодня солнце светит,
В тени оставив множество забот,
И все цветы, какие есть на свете,
Цветут сегодня пусть у ваших ног.
Учитель. Каждый ученик для своей самой лучшей в мире мамы приготовил сюрприз. Он находится в конверте с надписью «Секрет».
Мамы открывают конверты.
Вот и закончилось наше праздничное мероприятие. Впереди — праздник 8 Марта. В эти дни все мамы будут получать поздравления от родных и близких, друзей и коллег. Желаю, чтобы каждая мама не только в эти праздничные дни была окружена любовью, вниманием и заботой своих детей. Ведь «…мама землю и небо, жизнь подарила мне и тебе»!
Звучит песня «Мама — первое слово» (сл.Ю. Энтина, муз. Б. Жерара).