автор: Александрова Марина Олеговна

педагог-психолог МБДОУ ЦРР №5 “Мир детства”

“Психопрофилактическое занятие для дошкольников группы “”социального риска”” с использованием приемов игровой, телесно-ориентированной и изо – терапии: “Я и мое тело”

МБДОУ ЦРР №5 «Мир детства»

Педагог-психолог: Александрова М.О.

г. Тула, 2019 г.

Занятие со старшими дошкольниками категории «социального риска»: «Я и мое тело»

 

Цель: актуализация психологических границ личности ребенка через формирование представлений дошкольников о телесности и здоровом образе тела, который соответствует 3 основным характеристикам:

– подвижность;

–  связь с реальностью и здоровыми сторонами личности;

– целостность и трехмерность.

Задачи:

– актуализировать представления детей о своем теле в раннем возрасте и в данный момент, представления об изменчивости телесных ощущений, возможностях тела и его частей (разнообразные движения, активность – пассивность, мимика, позы);

– способствовать формированию представлений о схеме тел и заботе о нем (самообслуживание, гигиена, здоровье);

– расширять представления детей об отличиях и подобии с другими людьми (пол, возраст, желания, возможности);

– развивать умение творчески выражать представление о своем теле, его особенностях и возможностях в взаимосвязи с окружающим миром;

– способствовать развитию самоуважения у детей.

Оборудование:

тряпичная кукла-игрушка на руку Котенок, мелодичная спокойная музыка (можно со звуками природы) для сопровождения творческой работы, материалы для творчества для каждого ребенка: краски, карандаши, фломастеры, кисти, вода в стаканчиках, салфетки, бумага разных форматов.

В помещении необходимы: столы и стулья для каждого ребенка, доска с магнитами для демонстрации творческих работ, ковер, свободное пространство, где дети будут рассказывать о своей работе.

Для демонстрации правил поведения на занятии можно использовать презентацию на интерактивной доске с картинками-символами правил (поднятая рука, ухо и т. п.).

Наполняемость группы: 5 – 7 чел.

Длительность: 45 – 50 мин. с перерывом 10 мин. Возможно провести часть занятия 30 мин, а обсуждение работ перенести на другой день.

 

Ход занятия

  • Введение в тему занятия

Психолог поясняет, что все встречи необходимы для того, чтобы научиться лучше понимать себя и других людей, уметь справляться со своими плохим настроением, дружить, и спокойно выполнять то, что не нравиться, но необходимо делать.

Разогрев. Упражнение: «Здравствуй, я котик!», «Котик ласкает» (источник Ольга Хухлаева. Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки).

Ведущий держит в руках мягкую игрушку – котенка (очень хорошо, если это будет кукла, надевающаяся на руку). Он предлагает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет ему лапку и представляется, называя себя ласковым именем, например: «Здравствуй, котеночек, я Сашенька». В ответ на имя ведущий лапками гладит по головке каждого ребенка со словами: «Хороший Сашенька, хорошая Машенька», и т. д.

Сообщение правил поведения на занятиях

Далее психолог объясняет правила поведения на занятиях:

– говори по-очереди;

– внимательно слушай;

– поднимай руку;

– здесь и сейчас;

– «стоп игра»;

– свобода творчества.

После психолог сообщает тему занятия и спрашивает детей, что такое «тело», что они знают про свое тело, что они думают о теле.

 

Беседа с детьми по вопросам:

– мое тело, его части.

какой я был, какой я сейчас, каким я буду?

– что особенного в моем теле (пол, цвет волос и глаз, фигура, рост …)?

– что может мое тело?

– как я забочусь о своем теле?

 

Упражнение «Черепаха» (источник Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психкоррекционной и развивающей работе с детьми (5–7 лет)).

Психолог предлагает детям почувствовать свое тело, его части, как они работают все вместе и по-очереди и выполнить для этого следующее упражнение.

 

А. «Черепаха сидит в домике». Психолог говорит:

  • Сядьте на колени, голову прижмите к ногам. Закройте глаза. Представьте себе уединенное место, где вы чувствуете себя в безопасности. Вам тепло и уютно в своем домике. Сделайте вдох, затем выдох. Представьте себе, какие звуки вас окружают. Почувствуйте запахи, окружающие вас. Вдруг вы услышали звуки, которые пугают вас. Поднимите выше плечи, обхватите себя руками, напрягите руки, ноги, все тело.

А теперь расслабьте все тело – вы в безопасности.

Б. «Черепаха вылезает наружу». Психолог говорит:

  • Черепахе надоело сидеть в своем домике. Хотя там тепло и безопасно, но так хочется посмотреть, что же делается снаружи, и она начинает медленно выползать из домика. Вначале она вытягивает левую переднюю лапу. Вытяните и вы левую руку, напрягите ее, а затем расслабьте. Потом она вытягивает правую лапу. И вы проделайте то же самое с правой рукой. Затем черепаха медленно вытягивает шею, высовывая наружу голову. Поверните голову вправо, затем влево. Что вы там видите? Хорошо, светло и совсем не страшно! Тогда черепаха решает вытянуть и заднюю левую лапу. Вытяните левую ногу, напрягите ее, а затем расслабьте. Чувствуете, как приятно расслабление?! Вытяните правую ногу. Напрягите ее и затем расслабьте. Вот и вся черепашка оказалась снаружи. Здравствуй, мир! Ты так хорош и интересен.

 

  1. Изобразительная работа. «Нарисуй себя» (источник Киселева М. В.

Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми).

 

Детям необходимо предоставить на выбор разнообразные материалы: бумагу разного формата (прекрасным материалом являются обои), краски, пастель, цветные карандаши, толстые и тонкие кисти.

При работе с изобразительными материалами психолог предлагает детям для изображения объектов использовать линии, формы, легкие мазки, жирные мазки, длинные и короткие штрихи, яркие цвета, темные и матовые цвета, длинные и короткие, тонкие и толстые фигуры.

Перед началом работы психолог предлагает детям закрыть глаза и представить свое тело целиком, его части: голову, лицо, волосы, грудь и живот, спину, руки, пальцы рук, ноги, ступни; одежду, настроение и его выражение на лице и в теле. После чего дети открывают глаза и приступают к следующему этапу работы.

Инструкция: «Нарисуй себя: как ты выглядишь сейчас, или как бы ты хотел выглядеть, когда станешь старше; когда ты состаришься, когда ты был младше (в каком-то определенном возрасте или вообще)».

Во время работы психолог подходит к каждому ребенку и эмпатически отражает чувства и действия каждого ребенка, использует поощрение (а не похвалу), старается быть конгруэнтным чувствам и настроению каждого участника группы, поддерживает самостоятельный выбор материалов и направления творчества. Т.е. использует приемы недирективной игровой терапии.

  1. Рассматривание и обсуждение работ в свободной зоне

Психолог предлагает детям разместить все работы на доске в свободной от столов зоне и по желанию по-очереди рассказать о своем рисунке.

Во время рассказа важно акцентировать внимание на чувствах, которые вызывает рисунок у автора работы и других детей, соотношении частей тела, выборе цветов и материалов и причин этих выборов, а также предпочтений, связанных с данным изображением.

Полный рассказ (с наводящими вопросами психолога) может выглядеть примерно так: «Это я. Здесь нарисована девочка, у нее длинные волосы, потому что мне хотелось бы иметь волосы, как у принцессы. Мне кажется это красивым и милым. У нее сиреневое платье – это мой любимый цвет. Я очень люблю животных, и у меня дома есть кошечка. Я нарисовала ее здесь, рядом. Мне понравилось рисовать себя, трудно было изобразить красивы руки, и у меня не сразу получился вот этот бантик. Я немного переживала из-за этого. И потом у меня все получилось. Эта девочка любит…, ей нравится, когда…, она смелая, умная, добрая».

Во время обсуждения работ психолог поддерживает высказывания детей, отражает чувства, выборы, настроения, действия.

  1. Завершение занятия, резюме, уборка помещения.

По завершении занятия психолог подводит итог, кратко резюмируя каждую работу и впечатления каждого ребенка, и все занятие в целом. Сообщает детям о необходимости уборки.