Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Александрова Ирина Сергеевна

Учитель начальных классов МБОУ «Начальная школа — детский сад» г. Чебоксары

Учебная программа

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные  результаты: 

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского Общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками | различных социальных ситуациях,\умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на  мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Метапредметные результаты:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями  к реализации, определять наиболее эффективные способы достижения
  • Использование знаково-символических средств представления информации.
  • Активное использование речевых средств и средств для решения  коммуникативных и познавательных задач.
  •    Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
  • Использование различных способов поиска сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации Информации.
  •    Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»
  •    Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями  ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата
  •    Активное использование речевых средств и средств для решения  коммуникативных и познавательных задач
  •      Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Предметные результаты:

  • Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  • Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  • Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
  • Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
  • Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
  •  Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
  • Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
  • Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
  •  Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.

 

  • Содержание учебного предмета.

     Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Единственное и множественное число существительных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Единственное и множественное число прилагательных. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Единственное и множественное число  глаголов. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.

Местоимение. Общее представление о местоимении.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространенные и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

  • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
  • сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова ©   гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
  • разделительные ъ и ь;

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

 

  • Тематическое планирование с указанием количества часов,

 отводимых на изучение.

№ п/п Тема урока Кол-во часов,

отводимых на изучение темы

Примечание Коррекционная работа
Речь. 1 Развитие логической памяти посредством ассоциативного запоминания слов.
Предложение. Повторение. 1 Развитие слуховой памяти, внимания и речи через воспроизведение.
Текст – единица языка и речи. 1 Развитие устной речи посредством правильного построения ответа на вопрос.
Слова, называющие предметы, признаки предметов, действия и состояния предметов. 1 Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку простых по слоговой структуре слов. Развивать мышление через умение применять правило
Распознавание слов по вопросам, точное употребление слов в предложении. 1
Имена собственные. Заглавная буква. Однокоренные слова. 1
Звуки и буквы. Гласные буквы Е Ё Ю Я.Слово и слог. 1 Работа над расширением и активизацией словарного запаса.
Мягкий знак – показатель мягкости согласных. 1 Развитие зрительного и звукобуквенного анализа
Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. 1 Коррекция нарушений в развитии эмоционадьно-личностной сферы. 
Разделительный мягкий знак 1
Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами. 1 Коррекцияиндивидуальных пробелов в знаниях.Развитие фонематического анализа
Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. 1
Контрольный диктант №1 1 Написание под диктовку текста в соответствии с изученными нормами правописания  
Работа над ошибками. 1
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. 1 Повышение концентрации внимания, усиление самоконтроля
Восклицательные предложения. 1 Развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений.
Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» 1 Развитие точности, прочности и скорости запоминания посредством письма по памяти.
Упражнение в правильном построении предложений и оформлении их на письме. Употребление в тексте разных по цели высказывания и интонации предложений. 1 Развитие зрительного анализа, развития орфографической зоркости и на точное непосредтвенное зрительное запоминание
Изложение 1 Коррекция нарушений письменной речи.
Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. 1 Совершенствование движений и сенсорно- моторного развития:

развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики. 

Упражнение в установлении связи слов в предложении. Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения 1
Словосочетание. 1
Предложение и словосочетание. 1 Коррекция стойкого нарушения познавательной деятельности.
Сочинение на тему последнего мероприятия. 1 Коррекция памяти, восприятия и внимания.

Развития восприятия речи 

Работа над ошибками. 1
Текст. Тема текста. 1 Развитие устной речи через умение составлять текст. 
Тема текста. 1
Обобщение. 1 Развитие словесно-логического мышления умение видеть и устанавливать логические связи 
Однокоренные слова. Два признака однокоренных слов. 1
Корень слова. 1 Коррекция, развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза)
Понятие об окончании. 1
Сочинение по серии картинок. 1 Развитие устной речи через умение составлять предложения по картине
Окончание и его роль в предложении. 1 Коррекция и развитие памяти
Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Закрепление темы «Окончание». 1 Развитие логического мышления через умение рассуждать, правильно отвечать.
Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке. 1 Развитие зрительной памяти
Закрепление знаний о суффиксах и приставках как значимых частях слова. 1 Развитие логической памяти посредством ассоциативного запоминания слов
Суффикс – значимая часть слова; образование слов с помощью суффиксов. 1 Развитие приемов умственной деятельности
Приставка – значимая часть слова. 1 Формирование умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
Суффикс и приставка. 1
Контрольный диктант №2 1 Написание под диктовку текста в соответствии с изученными нормами
Работа над ошибками. 1
Изложение текста по вопросам. 1 Развитие устной речи через умение составлять предложения по картине. Слова с непроверяемым написанием
Работа над ошибками. 1
Особенности проверочных и проверяемых слов с парными согласными в корне. 1 Развитие слуховой памяти, внимания и речи через воспроизведение
Проверка слов с парными согласными в корне. 1
Проверка слов с глухими и звонкими согласными в конце и середине слова. 1 Развитие логического мышления посредством исправления ошибок.
Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными. 1 Развитие зрительной памяти посредством запоминания ряда букв
Изложение. 1 Развитие устной речи через умение составлять предложения.
Работа над ошибками. 1
Упражнение в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне. Составление текста по картинке и опорным словам. 1 Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувств)
Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными. 1
Контрольный диктант №3 1 Написание под диктовку текста в соответствии с изученными нормами правописания.
Работа над ошибками. 1
Безударные гласные в корне слова. 1 Коррекция и развитие орфографической зоркости
Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне. 1 Формирование навыка моделирования слов.
Обобщение знаний об особенностях проверочных слов и способов проверки. 1 Развитие фонематического слуха через выделение определённого звука
Сочинение «Зимние забавы детей» 1 Развитие устной речи через умение составлять предложения.
Работа над ошибками. 1
Упражнение в проверке безударных гласных. 1 Формирование навыка моделирования слов.
Отработка умения делить текст на части. 1 Развитие зрительного восприятия 
Изложение повествовательного характера. 1 Развитие устной речи через умение составлять предложения
Работа над ошибками. 1
Восстановительный диктант. 1 Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку простых предложений.
Слова с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё. 1
Отработка умения подбирать два проверочных слова, оформлять предложения в тексте. 1 Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувств)
Правописание слов с двумя безударными гласными. 1
Слова, сходные по звучанию. 1
Правописание слов с безударными гласными. 1
Контрольный диктант №4 1 Развитие фонематического слуха путём узнавания и выделения гласного звука
Работа над ошибками. 1
71-72. Правила проверки слов с непроизносимыми согласными. 2 Коррекция внимания 
73-74 Правописание слов с непроизносимыми  согласными 2 Развитие фонематического слуха путём узнавания и выделения гласного звука.
Правописание слов типа чудесный, опасный 1
Контрольный диктант №5 1 Развитие фонематического слуха посредством письма под диктовку.
Работа над ошибками. 1
Обобщение правил о правописании корня. 1 Развитие и совершенствование грамматического строя речи.

Проявлять самостоятельность в высказываниях

79-80 Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных 2
Приставка 1
Написание изложения с использованием памятки 1 Развитие логического мышления через умение рассуждать, правильно отвечать

на вопросы учителя.

Правописание приставок 1
Правописание безударных гласных в приставках 1 Учить применять при правила выполнении упражнений. Учить выделять сходства и различия понятий.
Упражнение в написании приставок и безударных гласных в корне. 1
Обучающее изложение. 1 Развитие логического мышления посредством решения логических задач 
Предлоги и приставки. 1
Упражнение в распознавании предлогов и приставок 1 Развитие слухового внимания посредством игр
Разделительный твёрдый знак 1
Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ) 1 Развитие умения дифференцировать слова и предметы. 
Мягкий и твёрдый разделительные знаки. 1 Развивать мышление через умение применять правило
Обобщение знаний о правописании разделительных Ъ и Ь  1 Расширение, уточнение, активизация, словарного запаса, при усвоении содержания; увеличение запаса лексики.
Ознакомление с особенностями повествовательного текста. Отработка умения озаглавливать текст и воспроизводить его по частям. 1
Понятие о частях речи. 1 Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза)
Местоимение. 1
Упражнение в распознавании частей речи. 1 Расширение, уточнение, активизация словарного запаса учащихся в процессе  работы над частями речи
Изменение имён существительных, имён прилагательных и глаголов по числам. 1
Части речи и их правильное употребление. 1
Имя существительное и его роль в речи. 1
Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что? 1
Обучающее изложение. 1 Развитие связной и письменной речи в процессе  составления рассказа по серии картинок
Работа над ошибками, большая буква в именах собственных 1
Род имён существительных. 1 Расширение, уточнение, активизация словарного запаса учащихся в процессе  работы над частями речи.
Определение рода имени существительного, которое стоит во множественном числе. 1
Определение рода имён существительных в тексте. 1
Родовые окончания имён  существительных. 1 Развивать умение комментировать свои действия. Учить применять правила при выполнении задания
Изменение имён существительных по числам. 1
Упражнения в изменении существительных по числам. 1
Изменение окончаний имён существительных в зависимости от связи с другим словам. Склонение имён существительных. 1 Воспитывать наблюдательность.

Развивать целенаправленность в работе. Формировать навыки самоконтроля

Развивать целенаправленное внимание.

Развивать словесно-логическую память. Развивать умение группировать.

Отработка умения склонять имена сущ. в единственном числе. Ознакомление с приёмами определения падежа. 1
Упражнение в определении падежей. 1
Упражнение в определении падежей. 1
Обучающее изложение. 1 Совершенствование синтаксического строя речи.
Работа над ошибками. 1
Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих 1 Развивать фонематический слух.  Грамотно писать слова с изученными правилами.  Употреблять слова в зависимости от их лексического значения
Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук 1
Контрольный диктант №6 1 Написание под диктовку текста в соответствии с изученными нормами
Работа над ошибками. 1
Часть речи – имя прилагательное. 1 Развивать фонематический слух.  Грамотно писать слова с изученными правилами.

Развитие и обогащение словарного запаса именам прилагательными.

Употребление в речи имён прилагательных. 1
Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы. 1
Текст-описание. 1
Закрепление знаний об имени прилагательном. 1
Изменение имен прилагательных по родам 1 Учить применять при правила выполнении заданий. Развивать целенаправленное внимание.
Изменение имен прилагательных по родам 1
Правописание родовых окончаний имён прилагательных. 1
Изменение прилагательных по числам. 1
Контрольный диктант №7 1 Коррекция и развитие личностных качеств учащихся,  эмоционально-волевой сферы навыков самоконтроля.
Работа над ошибками. 1
Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных. 1 Развивать  фонематический слух. Грамотно писать слова с изученными правилами.
Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных. 1
Обобщение знаний об имени прилагательном. 1 Употреблять слова в зависимости от их лексического значения
Изложение по вопросам научно-познавательного характера. 1 Развитие связной и письменной речи в процессе  составления предложений.
Глагол, его роль в языке. 1 Развитие логической памяти посредством ассоциативного мышления.
Роль глаголов в предложении. 1 Развитее зрительной памяти и внимания посредством написания предложений с глаголами.
Глаголы -синонимы и глаголы-антонимы. 1 Развитее зрительной памяти и внимания посредством написания предложений с глаголами.
Употребление глаголов в прямом и переносном смысле. 1
Текст-рассуждение. 1 Употреблять слова в зависимости от их лексического значения.
Изменение глагола по числам 1 Развитие связной и письменной речи
Определение числа глаголов. Изменение глаголов по числам. 1 Развитее зрительной памяти и внимания посредством написания предложений с глаголами
Изложение. 1 Развитие связной и письменной речи в процессе  составления изложения
Работа над ошибками. 1
Понятие о временных формах глагола. 1 Развитие логического мышления посредством исправления ошибок в самостоятельной работе.
Упражнение в определении времени глагола.  1
Неопределённая форма глагола. 1 Коррекция и развитие памяти посредством знаний о глаголе
Неопределённая форма глагола. 1
Изменение глагола по временам. 1
Контрольный диктант №8 1 Коррекция и развитие личностных качеств учащихся,  эмоционально-волевой сферы навыков самоконтроля.
Работа над ошибками. 1
Оценка изменения по родам глаголов прошедшего времени. 1 Коррекция и развитие личностных качеств учащихся,  эмоционально-волевой сферы навыков
Употребление глаголов прошедшего времени. Употребление глаголов с приставками. 1
Правописание частицы не с глаголами. 1 Развитие логической памяти посредством ассоциативного мышления.
Итоговая промежуточная аттестация 1
Упражнение в правописании глаголов с частицей не. 1
Обобщение и систематизация знаний учащихся о частях речи. 1 Развитие логической памяти посредством ассоциативного мышления.
Контрольный диктант №9 1 Развитие логической памяти посредством ассоциативного мышления.
Работа над ошибками. 1
Обучающее изложение. 1 Коррекция и развитие личностных качеств учащихся,  эмоционально-волевой сферы навыков самоконтроля.
Обобщение знаний о словах, предложениях. 1
Повторение различных текстов. Уточнение представлений учащихся об особенностях текста. 1
Обобщение знаний о роли приставок, суффиксов и окончаний. 1 Учить обобщать, анализировать
Правописание букв в корнях слов. 1
Правописание слов с приставками, с ь и ъ. Правописание слов с безударной гласной, непроизносимой согласной. 1 Развитее зрительной памяти и внимания посредством написания предложений с глаголами
164 Части речи 1

 

Общее количество часов на предмет по учебному плану –  170 часов

Из них на:

I четверть-    40 часов

II четверть-   39 часов

III четверть-  48 часа

IV четверть — 43  часа

По  5 часов  в неделю. 

Всего учебных недель: 34

Контрольные работы:  10 часов

 

Учебник: Рамзаева Т.Г. Русский язык. 3 класс. В 2 ч.:учебник. – М.:Дрофа,2013.