Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Агаева Галина Германовна
педагог-психолог
Колледж нефтехимии и нефтепереработки им. Н.В. Лемаева, Республика Татарстан, г.Нижнекамск

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ КАК ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

 

 

 

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ КАК ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

 

Аннотация: в статье рассматривается проблема девиатного поведения и роль семьи в его профилактике. Анализируются основные направления и формы работы с родителями, направленные на повышение их педагогической компетентности, улучшение внутрисемейных отношений и создание благоприятной среды для развития подростков. Обосновывается необходимость комплексного подхода, включающего информационно-просветительскую, обучающую и вовлекающую деятельность.

 

Девиантное поведение молодежи представляет важную проблему для общества. Одним из факторов, определяющий возникновение данного поведения является семья. Воспитание в детстве оказывает влияние на личность и поведение. 

Работа с родителями является фундаментальным значением по работе с молодым поколением. Она включает в себя процесс, нацеленный на развитие компетенции родителей, формирование у родителей навыков эффективного воспитания детей.

Обращаясь, к теоретическим и практическим исследованиям психологов, можно отметить выдающийся вклад Альберта Бандуры. Исследователь уделял внимание важности наблюдения и моделирования ребенка в формировании поведения. Рассматривая, данную позицию, с точки зрения девиантного поведения, можно сделать вывод о том, что дети способны копировать поведение родителей, значимых взрослых, при этом это поведение не всегда носит положительный характер. Взятое за основу поведение, наблюдаемое в детстве, может продолжать демонстрироваться и проявляться человеком и в подростков, и в более старшем возрасте [1, с. 115-117]. 

Опираясь на теорию А. Бандуры – теорию социального научения – современные психологами используется метод обучения родителей позитивным моделям поведения, которые они, в свою очередь, показывают детям.

Еще одним из примеров оказания влияния родителя на поведения ребенка выступает стиль воспитания.  Диана Баумринд выделила виды воспитания: авторитарный, авторитетный, попустительский, пренебрегающий [4, с. 89-91].

На основе данной теории, психологами может использоваться метод осознания родителями своего стиля воспитания, а также рекомендация к переходу авторитарного стиля, в котором определяется четкие границы, но с проявлением уважения и поддержки ребенка.

То есть формирование девиантного поведения обусловлено взаимоотношением родителей и детей. Данная позиция раскрывается и в  теории принуждения Джеральда Паттерсона. Исследователь отмечает, что, как правило, в таких семьях характерно следующее: крики, угрозы, наказания, которые обостряют сложившуюся проблему [4, с. 95-96].

Выше представленные исследования показывают, как важно проводить профилактическую работу с родителями.

Важно понимать, что воспитание детей и подростков вносит вклад в будущую молодежь.

В рамках профилактики девиантного поведения необходимо проводить комплекс мероприятий. Выделим задачи данной работы:

  1. Исследование отношения родителя к ребенку.
  2. Осознание родительских установок.
  3. Овладение навыками эффективного общения с подростком.
  4. Повышение психолого-педагогической грамотности.

Разберем некоторые формы работы с родителями.

Диагностическая работа. На данном этапе проводятся анкетирования, опросы. Это позволяет выявить возможные проблемы в семье, определить стиль воспитания, уровень осведомленности родителей о девиантном поведение ребенка. Также психологом проводятся индивидуальные беседы. В некоторых случаях может быть полезно понаблюдать за тем, как родители взаимодействуют со своими детьми в естественной обстановке или в специально организованных ситуациях.

Информационно-просветительская работа. Специалистами проводятся лекции и семинары, темами которых могут выступать, например, «Возрастные особенности развития подростков», «Психология девиантного поведения», «Причины подростковой агрессии», «Роль семьи в формировании личности ребенка», «Стили воспитания и их влияние на ребенка», «Конфликты в семье и способы их разрешения». Также на этом этапе может проводится родительские собрания, распространение информационных материалов: буклетов, памяток и другого [2, с. 121-125].

Важное значение занимает тренинговая работа. Направлены на развитие у родителей навыков: эффективного общения с детьми, установления границ и правил, поддержки самооценки ребенка, активного слушания, управления собственными эмоциями [3]. 

Программы по улучшению детско-родительских отношений, нацеленные на укрепление эмоциональной связи между родителями и детьми, повышение взаимопонимания и снижение конфликтности.

 Групповая работа, ориентирующая родителей на принятие собственной ответственности за всё, что происходит в их жизни, семье, отношениях с детьми.

Эффективность профилактики зависит от активного участия родителей.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа с родителями по профилактике девиатного поведения имеет важное значение. Она включает различные формы реализации данного процесса.